«Шарнхорст» — проклятый рейдер Кригсмарине
В 1934 году французы начали строительство второго корабля типа «Дюнкерк». В связи с этим немцы, которые уже начали строить новые «карманные линкоры», полностью пересмотрели свои планы. В ходе полной переработки проекта было решено установить третью башню. В связи с этим корабли с 19 000 тонн «растолстели» до 26 000 тонн водоизмещения. Так как калибр орудий в 283 мм казался несерьёзным, офицеры настаивали на установке 350-мм или 380-мм пушек. Но из-за международных соглашений было решено ограничиться лишь 283-мм ГК.
Чертеж будущего «Шарнхорста».
Линкор, названный в честь прусского генерала Герхарда фон Шарнхорста, был заложен в июне 1935 года на стапелях верфи в Вильгельмсхафене. Месяцем ранее началось строительство и его систершипа Gneisenau. Вскоре стало ясно, что водоизмещение новых линкоров будет гораздо больше.
Строительство «Шарнхорста» стало настоящей головной болью не только для конструкторов, но и для рабочих. На середине постройки линкор перевернулся прямо в сухом доке, задавив больше ста работников. Но проблемы на этом не заканчивались: балки и такелажи срывались, шпангоуты не выдерживали и прогибались. В таких условиях рабочим пришлось повысить зарплату, а главных инженеров даже удерживали насильно.
Спуск на воду «Шарнхорста».
Спустя полтора года, 3 октября 1936 года, «Шарнхорст», наконец, был готов покинуть стапели. Но торжество окончилось трагедией. Во время спуска на воду новый линкор раздавил две баржи, экипажи которых погибли почти в полном составе. Достроечные работы длились еще 2 года. В середине 1939 года линкор вышел на испытания.
«Шарнхорст» стал первым кораблём в мире, чей корпус был сварным. Несмотря на экономию в весе, немецкие инженеры уделили большое внимание живучести. Корабль был забронирован полностью. Так главный бронепояс, задачей которого была защита от 330-мм орудий «Дюнкерка», имел толщину в 350 мм. Нос имел 70-мм броню, а рулевые машины защищали 80-мм скосы и противоосколочный пояс толщиной 37 мм. Основой горизонтальной защиты являлась 80-мм палуба.
Бронирование было довольно хорошим, что нельзя сказать об орудиях. Главный калибр в 283 мм был весомым аргументом для «карманных линкоров», но не для настоящего линкора водоизмещением 32 000 тонны. Эти пушки были значительно доработаны. В ходе модернизации вес бронебойного снаряда возрос с 300 до 330 килограммов, а дальность стрельбы превысила расстояние в 40 километров. Максимальная скорострельность была довольно высокой для линкора — 3 залпа в минуту.
Состав вспомогательного калибра был весьма необычным. Линкор имел четыре двухорудийные башни и четыре одиночных орудия калибром 150 мм. Этот калибр был стандартным для всех немецких линкоров. Такие пушки довольно хорошо противостояли эсминцам и крейсерам. Позднее ещё были установлены трёхтрубные торпедные аппараты на каждый борт.
Башни «Антон» и «Бруно».
Скорость была главным требованием к проекту будущего «Шарнхорста». Для достижения высоких мореходных качеств немцам пришлось установить паротурбинную энергоустановку, так как дизельные двигатели находились только на стадии проектирования. Тем не менее, система Вагнера, состоящая из 12 котлов, имела мощность 160 000 лошадиных сил. На испытаниях линкор сумел разогнаться до почти 32 узлов, что было весьма солидным показателем.
Боевая карьера.
«Шарнхорст» вступил в строй в начале 1939 года. В ходе летних испытаний была выявлена проблемы с заливанием носа. «Шарнхорст» и «Гнайзенау» были модернизированы: носовая оконечность была полностью перестроена. Кроме того, была обновлена и зенитная артиллерия. Но, несмотря на модернизацию, при сильных волнениях и полном водоизмещении линкоры продолжало сильно заливать. Эта проблема преследовала два корабля всю их карьеру и доставила немало хлопот.
В ноябре 1939 года, когда разразилась война, «Шарнхорст» вместе с «Гнайзенау» отправился на рейд. Добычей рейдеров стал английский вспомогательный крейсер.
В апреле следующего года немецкие линкоры, тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» и более десятка эсминцев направились в Норвегию для высадки десанта. Англичане, быстро обнаружив немецкую эскадру, направили на перехват линейный крейсер «Ринаун».
Спустя 2 дня немцы заметили крупный корабль. Им навстречу шёл старенький «Ринаун» в сопровождении эсминцев. Артиллерийская дуэль длилась чуть больше двух часов. За это время «британец» удачным попаданием вывел из строя 1-ю башню «Гнайзенау». У «Шарнхорста» тоже отказала первая башня из-за постоянного заливания. Немцы, поняв, что ход битвы разворачивается не в их пользу, отступили.
«Шарнхорст» и «Гнайзенау» в порту в Вильгельмсхафене.
В начале лета «Шарнхорст», «Гнайзенау», «Адмирал Хиппер» и 4 эсминца вышли на рейд. В этот раз их жертвами стали английский траулер, танкер и 20 000-тонное пассажирское судно. После 4-дневной охоты крейсер и эсминцы отправились на дозаправку, а линкоры продолжили путь к берегам Норвегии.
Вскоре на «Шарнхорсте» обнаружили английский авианосец, а потом и два эсминца сопровождения. Это был авианосец «Глориес», который в этот момент занимался эвакуацией эскадрилий из Норвегии, и миноносцы «Акаста» и «Ардент». Английские торпедоносцы попросту не были готовы к бою, поэтому «Глориес» не мог дать отпор. Так как авианосец представлял собой идеальную мишень, «Шарнхорст» дал залп с 24 километров и… попал. Немецкий линкор разделил первое место вместе с «Уорспайтом» по дальности попадания в истории флота. Конечно, немцы не собирались отпускать авианосец. Они сблизились и начали решетить плавучий аэродром из главного калибра.
Английские эсминцы героически бросились на помощь авианосцу. Они поставили уже полыхающему «Глориесу» дымовую завесу и бросились в атаку. «Ардент» спикировал на линкоры, но его торпеды прошли мимо. Под шквалом снарядов немецких линкоров он затонул. «Акаста», в свою очередь, искусно маневрировал и отвлекал внимание линкоров. Спустя 2 часа английский авианосец ушёл под воду — слишком серьёзными были повреждения. Последний эсминец отчаянно пошёл в атаку и выпустил 4 торпеды. «Акаста» затонул вместе со всем экипажем.
Жертва английского эсминца была не напрасной — в «Шарнхорст» попала одна торпеда. Линкор начал быстро набирать воду, которая заполнила погреба кормовой башни «Цезарь», а также средние и правые машины. Корабль требовал срочного ремонта, и немцы 20-узловым ходом с трудом добрались до ближайшего дока.
Ремонт «Шарнхорста» занял полгода. В середине января 1941 года немецкие линкоры вновь отправились охотиться на британские суда. Однако командующий соединением Гюнтер Лютьенс имел приказ не ввязываться в бой. Поэтому «Шарнхорст» и «Гнайзенау» смогли потопить первое судно спустя лишь месяц. Март для немцев оказался очень удачным: за месяц они сумели утопить и захватить 22 судна. Немцы после охоты закрепились в Бресте.
Шарнхорст» на рейде в Атлантике. Видно, как заливается носовая оконечность.
В Бресте ремонтирующиеся после рейда немецкие корабли постоянно подвергались бомбардировке. В ходе одной из них «Шарнхорст» получил 5 бомбовых попаданий. Из-за этого ремонтные работы длились до конца 1941 года. Воздушная опасность вынудила немцев покинуть брестскую верфь.
В феврале 1942 года немецкие линкоры и крейсер «Принц Ойген» отправились на родину через пролив Ла-Манш, который серьёзно охранялся британцами. Неожиданно появившиеся немецкие корабли застали англичан врасплох. Береговая артиллерия была не готова, а слабые атаки торпедных катеров и миноносцев каждый раз отбивались. Но при прорыве линкоры подорвались на минах: «Шарнхорст» на двух, «Гнайзенау» на одной. Тем не менее, операция была выполнена.
Линкоры встали на ремонт, который для боевого товарища «Шарнхорста» стал последним. Во время бомбардировки «Гнайзенау» получил бомбу прямо в погреб и взорвался.
25 декабря 1943 года «Шарнхорст» вместе с эсминцами отправился в свой последний поход. Целью немцев был перехват двух британских конвоев. Но англичане, расшифровав сообщения, узнали о немецких планах и успели подготовиться.
«Шарнхорст» перед последним походом.
Наутро следующего дня немцев засекли. Британские крейсеры сблизились с «Шарнхорстом» и открыли огонь. Линкор ответил залпом из главного калибра. Обмен снарядами продолжался 20 минут. Рейдер решил придерживаться плана и последовал за конвоем, но британцы уже не собирались отпускать противника. Во втором столкновении «Шарнхорст» смог повредить крейсеры, после чего вновь вышел из боя. Немцы решили вернуться домой, но к ним навстречу уже направлялась эскадра во главе с линкором «Дюк оф Йорк».
Днём того же дня «Дюк оф Йорк» вместе с эсминцами встретил немецкого рейдера. Начался бой. 283-мм снаряды «Шарнхорста» попросту не пробивали английскую броню. А «британец» каждым залпом выводил из строя оборудование оппонента. Первая и вторая башни вышли из строя практически сразу. Немцы не сдавались. Однако спустя ещё 2 часа «Шарнхорст» потерял ход, а его орудия окончательно замолчали. Британским эсминцам оставалось лишь подойти к линкору и торпедировать его. Получив торпедные попадания, «немец» скрылся под водой. Командир и более 1900 членов экипажа разделили участь корабля.
Так завершилась история немецкого рейдера. Несмотря на недолгую службу, он стал одним из самых известных кораблей кригсмарине. Умудрившись доставить немало хлопот ещё немецким кораблестроителям, «Шарнхорст» впоследствии нанёс серьёзный ущерб британским торговым коммуникациям.Недаром англичане сильно постарались, чтобы освободить моря от тирании рейдера.
Источник:
6 комментариев
4 года назад
Источник: © Fishki.net
Бред сивой кобылы. За день до гибели в бою с крейсерам Норфолк и Белфаст была повреждена носовая РЛС и как следствие линкор ослеп. Британцы в сложных погодных условиях вышли на линкор и подсветив его осветительным снарядом вывели башни ГК из строя буквально с первых выстрелов оставив «Шарнхорст» безоружным дальнейший исход предсказуем. Бронепробитие орудий 28 cm SKC/34 составляло : 460 мм на дистанции
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Когда пишете исторические статьи, не лепите гов*о заголовки
Удалить комментарий?
Удалить Отмена