Ночной бой у острова Саво. Роковое упущение адмирала Микавы
Операция «Сторожевая башня»
оломоновы острова имели огромное значение как для японского, так и американского командования. Императорская армия, продвигаясь вдоль архипелага, в перспективе блокировала транспортные коммуникации между Америкой и Австралией. Это означало полную потерю господства в южной части Тихого океана.
Японские инженерные части, состоящие по большей части из подневольных корейских рабочих, уже начали возводить укрепления и аэродромы на острове Гуадалканал. После получения сведений о японском десанте, Комитет начальников штабов союзников разработал операцию под обозначением «Watchtower» («Сторожевая башня»). Наступление на Гуадалканал было намечено на 1 августа.
Десантное соединение состояло из 23 транспортов. Для их прикрытия были задействованы 8 крейсеров — 6 тяжёлых и 2 лёгких, а также 15 эсминцев. В состав экспедиционного оперативного соединения вошли авианосцы Saratoga, Enterprise и Wasp, линкор North Carolina, 5 тяжёлых крейсеров, 1 лёгкий крейсер и 16 эскадренных миноносцев. В общей сложности в операции «Сторожевая башня» были задействованы больше 70-ти кораблей США, Австралии и Новой Зеландии.
Разрушенная японская база на острове Танамбого, 8 августа 1942 года
Туманным утром 7 августа десантные части союзников начали высадку на Соломоновы острова. Для японцев эта атака стала полной неожиданностью. Корейцы не сопротивлялись, и морская пехота практически без потерь захватила Гуадалканал. Однако на острове Тулаги американские войска встретили серьёзное сопротивление. Тем не менее на следующий день ключевые точки архипелага были в руках союзников.
«Кавалерийский наскок»
Ещё до начала наступления союзников японское адмиралтейство сформировало флот, состоявший из флагмана Chōkai, тип Takao, 4 тяжёлых крейсеров типа Aoba и Furutaka, 2 лёгких крейсеров и 4 эсминцев. Командование 8-м флотом принял вице-адмирал Гунъити Микава.
Тяжёлый крейсер IJN Chōkai, тип Takao
Адмирал Микава получил сообщение об американском десанте, когда наступление шло полным ходом. Японский флот не смог оказать поддержку инженерным частям. Учитывая численность американских войск, было принято решение атаковать эскортное соединение ночью и уничтожить десантные транспорты.
Вечером 8 августа вице-адмирал Флетчер решил, что высадка прошла успешно, и под предлогом заправки приказал авианосному соединению отходить в Пёрл-Харбор. Потери в авиакрыле составляли лишь 20%, но для Флетчера это казалось критичным. Американские транспорты под командованием контр-адмирала Тёрнера остались без прикрытия. Несмотря на то, что большая часть снаряжения оставалась невыгруженной, они должны были покинуть Гуадалканал 9 августа.
Эскадра, призванная защищать транспорты, была разделена на три части. На юге небольшого острова Саво находились тяжёлые крейсеры HMAS Australia, USS Chicago и HMAS Canberra, а также 2 эсминца эскорта. На севере — крейсеры USS Quincy, USS Vincennes и USS Astoria. Чуть восточнее несли дозор два лёгких крейсера USS San Juan и HMAS Hobart.
Тяжёлый крейсер HMAS Australia, тип Kent
Японская эскадра вышла на рейд днём 7 августа. Адмирал Микава понимал, что скрытно подойти к Гуадалканалу невозможно. Тем же днём бомбардировщик B-17 обнаружил японское соединение. Но Микава совершил обманный манёвр: он полным ходом двинулся на юго-восток, а затем совершил резкий поворот на юг.
Вице-адмирал Тёрнер, осознавая всю опасность, поручил контр-адмиралу Маккейну провести разведку пролива Слот. Но Маккейн пренебрёг приказом, и японские корабли так и остались незамеченными.
Утром 8 августа эскадра Микавы приблизилась к острову Гуадалканал. Адмирал всё ещё не знал об отступлении авианосного соединения. Он рассредоточил свои силы вдоль Бугенвиля — крупнейшего острова архипелага. Австралийские разведчики, обнаружив японские корабли, так и не смогли точно определить состав соединения. К тому же, противоречивая информация о вражеской эскадре дошла до командования только вечером.
Командующий соединением контр-адмирал Кратчли, уверенный в отсутствии японских кораблей, приказал вахтам отдыхать. Сам Кратчли на флагманском крейсере Australia в 9 часов вечера отправился на совещание с адмиралом Тёрнером. В отсутствии главнокомандующего командиром соединения стал капитан 1-го ранга Говард Д. Боуд. Утомлённый двухдневной операцией он отправился спать.
«Всем кораблям атаковать!»
Примерно в то же время эскадра Гунъити Микавы подходила к острову Саво. В час ночи, 9 августа, японские корабли обнаружили патруль — эсминец USS Blue. Он прошёл в двух километрах от эскадры, но никого не обнаружил.
Вице-адмирал Микава понял, что остался незамеченным. Корабли эскадры на полном ходу направились к острову Саво. В 01:30 адмирал отдал приказ: «Всем кораблям атаковать!». Спустя 5 минут флагман, крейсер Chōkai, обнаружил справа южную группу союзников. Чуть позже сигнальщики доложили о визуальном контакте с северной группой слева. Адмирал принял решение атаковать южную группу.
Единственным, кто сохранял боевую готовность, был коммандер Фрэнсис Спеллман, командир USS Patterson. Эсминец обнаружил вражеский корабль в 5-ти километрах и в тот же момент передал остальным кораблям: «Неизвестные корабли входят в гавань!». Он дал ход и осветил японскую эскадру залпами главного калибра.
Схема боя у острова Саво
Гидросамолёты Микавы осветили тяжёлые крейсеры Canberra и Chicago. Началась артиллерийская дуэль. Canberra развил максимальную скорость и заложил циркуляцию. В этот момент тяжёлый крейсер получил торпедное попадание от союзного USS Bagley. Японские корабли добились больше 20-ти попаданий. Canberra полностью потерял ход и начал набирать воду. Несмотря на тяжёлые повреждения, он сумел выйти из боя.
Вторым крейсером после Canberra был Chicago, командир которого спал. Тяжёлый крейсер Kako торпедировал Chicago и добился одного попадания. Ударная волна полностью вывела из строя систему управления огнём. Американский крейсер развернулся и вышел из боя. Даже после того, как Chicago оказался в безопасности, капитан Говард Боуд по непонятной причине не сообщил о японских кораблях.
Эскадра Микавы направилась к северной группе, которая до сих пор ничего не знала. Взрывы снарядов и вспышки патрули принимали за грозу, а сообщение эсминца Patterson из-за помех острова никто не получил. Командиры тяжёлых крейсеров спали в своих каютах, а их корабли медленно патрулировали акваторию.
Японцы разделились на две колонны. Через несколько минут флагманский Chōkai осветил американские крейсеры. Одновременно открыли огонь 4 японских корабля, накрыв все крейсеры союзников.
Quincy был обстрелян крейсером Aoba, получил множество попаданий 203-мм снарядами. Один снаряд попал в мостик. Взрыв убил всех, кто там находился. Чуть позже корабль торпедировали Tenryū и Aoba. Quincy успел дать лишь два залпа. Один снаряд попал в боевую рубку крейсера Chōkai, чуть не убив адмирала Микаву. Американский крейсер не пережил трёх торпедных попаданий. Спустя 40 минут он затонул.
Картина Джона Гамильтона «Бой у острова Саво»
Vincennes добился двух попаданий в Kako и Kinugasa, но спустя пару минут в него попали две торпеды с флагмана Chōkai. Котельное отделение окутало пожаром. После ещё одного попадания торпедой крейсер потерял ход и перестал сопротивляться. Экипаж покинул крейсер Vincennes, и в 3 часа ночи он затонул.
Astoria обстреливал флагманский корабль адмирала Микавы, но вскоре прекратил огонь. Проснувшийся капитан, считая, что крейсер ведёт огонь по союзным кораблям приказал остановить пальбу. В это время Chōkai пристрелялся и несколькими попаданиями полностью вывел из строя машины. Через несколько минут Astoria был полностью разрушен.
Последним кораблём охранения был эсминец USS Ralph Talbot. Он получил 5 попаданий 203-мм снарядами, после чего под прикрытием шквала и ливня скрылся.
Неоднозначный итог
По приказу вице-адмирала Тёрнера крейсер Canberra был затоплен союзными эсминцами. Astoria ушёл на дно спустя несколько часов. Эскадра потеряла 4 тяжёлых крейсера, погибло больше 1000 человек. Уцелевшие корабли покинули Гуадалканал вечером того же дня. В ходе расследования виновным признали капитана Боуда. Не вынеся позора, он покончил с собой 19 апреля 1943 года. Действия остальных офицеров не подверглись критике.
В ходе ночного боя повреждения получили 4 японских крейсера. Были убиты 58 матросов. Однако на пути в Кавиенг, северную оконечность острова Новая Ирландия, эскадра Микавы была атакована подлодкой. Тяжёлый крейсер Kako получил торпедное попадание и затонул.
Ремонт USS Chicago после боя у острова Саво
Полная победа Гунъити Микавы имела неоднозначный итог. Вице-адмирал после недолгого совещания принял решение отступить. Это решение мотивировалось тем, что корабли эскадры были повреждены, к тому же они израсходовали много боеприпасов. Также он не имел сведений о расположении авианосного соединения и предполагал, что поблизости имеются корабли союзников.
Большинство офицеров поддержало решение адмирала, однако это имело серьёзные последствия. Десант не был уничтожен, и наступление союзников не было сорвано. Уцелевшие транспорты впоследствии месяцами снабжали наземные силы. Упущение адмирала Микавы стало одной из причин поражения Японии в Гуадалканальской кампании.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Источник:
0 комментариев