Как потопить три корабля за пару часов? Охота подводника Отто Веддигена
Однако в начале Первой мировой войны военно-морские ведомства воюющих стран скептически относились к субмаринам: они состояли на вооружении, но никто не знал, как эффективно их применять. Так было до сентября 1914 года, когда подлодка U-9 под командованием германского подводника-аса Отто Веддигена навсегда изменила картину морской войны.
Первые месяцы морской войны
Для войны на море в первых месяцах конфликта была характерна неспешность и даже некоторая пассивность. Сколько-нибудь значимых событий было немного. Одним из таких событий была битва в Гельголандской бухте, которая прогремела 28 августа 1914 года. В ходе этого сражения германский флот понёс крупные потери. Хохзеефлотте, основной флот кайзеровских ВМС, ещё не оправившийся от поражения, находился в невыгодном положении.
Несмотря на победу в сражении у Гельголандской бухты, англичане не могли себе позволить пренебречь безопасностью коммуникаций в Ла-Манше. В состав «Южного соединения», задача которого заключалась в предотвращении возможных атак, входила так называемая «крейсерская эскадра С». Эскадра состояла из броненосных крейсеров типа Cressy, которые считались морально устаревшими. Построенные в 1898-1904 годах, корабли этого типа имели слабое вооружение, их скоростные качества оставляли желать лучшего, а броня не могла противостоять снарядам германских линейных крейсеров.
Броненосный крейсер HMS Aboukir типа Cressy
Английские адмиралы не испытывали иллюзий относительно судьбы этих кораблей. Эскадра крейсеров без серьёзной охраны получила прозвище «live bait squadron» (с англ. — «эскадра-приманка»).
Корабли под командованием контр-адмирала Артура Кристиана патрулировали акваторию, находящуюся между побережьем Нидерландов и Доггер-банкой. Единственным преимуществом крейсеров была их способность нести вахту в любую погоду.
Выход на охоту
Отто Веддиген, сын промышленника, решил связать свою жизнь со флотом по одной простой причине — там можно было добиться успеха, рассчитывая лишь на свои силы и не имея связей. В 1908 году, после двух лет службы в восточной Азии, он был переведён в подводный флот. Спустя три года он получил под своё командование подлодку SM U-9.
Капитан-лейтенант Отто Веддиген
В надводном положении субмарина шла на керосиновых двигателях, которые давали столбы дыма высотой несколько метров. Кроме того, лодки серии U-5–U-18 имели привычку выскакивать из-под воды после торпедного пуска из-за резкой потери массы. Однако благодаря мощной энергоустановке подлодка имела прекрасные скоростные и манёвренные качества, находясь в подводном положении.
Немецкие адмиралы не верили в подводные лодки, и на это были свои причины. В августе германские субмарины вышли в море для противодействия английским кораблям. Итоги этой операции говорили сами за себя: из-за поломки U-9 вскоре вернулась на базу, U-15 погибла в результате тарана британского крейсера, U-13 пропала без вести. Остальные субмарины так и не встретили противника.
Тем не менее 20 сентября подводная лодка U-9 вышла в море. Эта операция не входила в какие-либо стратегические планы командования.
Смотря в бинокль
Выйдя в море, Веддиген обнаружил, что гирокомпас подлодки неисправен. Из-за этого у немцев возникли большие трудности в ориентировании. Днём им приходилось сверяться по голландским берегам, а ночью — по Полярной звезде.
21 сентября U-9 попала в шторм. Командир, осознавая риск, приказал заполнить балластные цистерны и положить лодку на грунт. Немцы решили переждать непогоду и отдохнуть. На следующий день субмарина всплыла. Погода была идеальной.
Пока большая часть команды завтракала, Иоганн Шписс, будучи помощником Веддигена, нёс вахту. Наблюдая за горизонтом в бинокль, он заметил столбы дыма. Чтобы остаться незамеченными, подводники остановили машины. Веддиген несколько минут наблюдал за противником, после чего дал приказ на погружение.
Подводная лодка U-9 в Киле
«Аппарат, пли!»
Погрузившаяся U-9 двигалась прямым курсом к кораблям неприятеля. Веддиген ненадолго поднимал перископ и вскоре опознал лёгкие английские крейсеры. Однако это было не так: акваторию патрулировали три броненосных крейсера.
Это были корабли: Cressy («Кресси»), Hogue («Хог»), и Aboukir («Абукир»). Они в составе седьмой крейсерской эскадры вышли в море в тот же день, что и U-9. Флагман контр-адмирала Кристиана вернулся на базу, и командующим тремя кораблями был назначен капитан первого ранга Джон Драммонд, шедший на «Абукире». Корабли патрулировали акваторию и шли одним курсом.
Схема боя 22 сентября 1914 года
Капитан-лейтенант Отто Веддиген принял решение атаковать головной крейсер. Приблизившись на расстояние 500 метров, в 06:20 он дал команду выпустить торпеду. Через 30 секунд прогремел взрыв, который не только вызвал панику среди англичан, но и напугал самих подводников. Немцы посчитали, что гидравлическая ударная волна на столь близком расстоянии способна повредить обшивку субмарины. Однако никаких повреждений U-9 не получила.
Торпеда угодила в «Абукир», в левый борт ниже бронепояса. Он быстро набрал воду, получив дифферент на корму и крен на левый борт. Экипаж начал борьбу за живучесть, были затоплены носовые отсеки и отсеки правого борта. Джон Драммонд решил, что корабль подорвался на мине. О подводных лодках он думал в последнюю очередь, так как в этом районе они практически не действовали. Всё же он отдал приказ следить за возможным появлением перископов.
Идеальная мишень
Второй крейсер «Хог», несмотря на предупреждение командира эскадры, подошёл к накренившемуся «Абукиру» для оказания помощи. Два корабля с застопоренными двигателями представляли собой идеальную мишень. Третий корабль, «Кресси», находился в двух милях и при всём желании не мог быстро прийти на помощь.
Крейсер HMS Hogue
Тем временем германские подводники готовились ко второй атаке. Осуществив подводную перезарядку торпедных аппаратов, U-9 обогнула «Абукир» и дала залп по «Хогу» с расстояния 300 ярдов (около 274 м). Опытные немецкие подводники не могли промахнуться. Торпеда попала в район погребов с 234-мм снарядами. Раздался мощнейший взрыв, и «Хог» получил дифферент на корму. Подлодка всплыла, так как не успела компенсировать потерю массы. Обнаружив субмарину, англичане открыли по ней огонь. Немцы быстро набрали воду и погрузились.
Все попытки вернуть кораблям остойчивость провалились. Крейсеры стремительно набирали воду, и их судьба была уже предрешена. «Хог», получивший серьёзные повреждения в результате взрыва погреба, ушёл под воду через 55 минут после первой атаки. «Абукиру» удалось продержаться дольше лишь на 5 минут.
Последний корабль, последняя торпеда
«Кресси» подошёл к месту первого взрыва. Англичане увидели страшную картину: поверхность моря была покрыта обломками, переполненными и перевернутыми шлюпками, тонущими людьми. Увидев перископ подлодки, британцы открыли по ней огонь, и она незамедлительно начала погружение. Командир орудия крейсера «Кресси» Альберт Догерти доложил о прямом попадании.
Пока личный состав корабля аплодировал, немецкие подводники выходили на позицию для следующей атаки. Развернувшись и описав циркуляцию, субмарина показала перископ на расстоянии полукилометра от «Кресси». Немцы дали третий торпедный залп и стали ждать взрыва, но вовремя заметившие торпедный след англичане совершили резкий манёвр. Первая торпеда прошла мимо, вторая попала в корабль, но не нанесла фатальных повреждений.
Предположительно, накренившийся крейсер HMS Cressy после торпедного попадания U-9
U-9 вновь совершила циркуляцию. У подводников оставалась последняя торпеда, которая попала точно в цель. «Кресси» получил второе торпедное попадание и начал заваливаться на борт. Английский крейсер ушёл на дно через 15 минут.
Потери и долгоиграющие последствия
Электробатареи были почти разряжены, и U-9 покинула район. Вскоре Веддигену сообщили, что его подводная лодка утопила три крупных броненосных крейсера, общее водоизмещение которых достигало 36 000 тонн.
Подлодка вернулась на базу 23 сентября. Уже на следующий день весь экипаж подлодки был награждён Железным крестом второго класса, а командир — ещё и первого. Позже, в октябре, Отто Веддиген также был удостоен рыцарского креста баварского ордена Максимилиана Иосифа. Сама субмарина также была награждена крестом, изображение которого было нанесено на рубку. Этот крест вошёл в историю флота как «Крест Веддигена».
Экипаж подлодки U-9, состоящий из 25 человек. Отчётливо видны Железные кресты. В центре сидит Отто Веддиген
Потери Королевского флота были катастрофическими. Вместе с крейсерами погибли 1459 человек. Потери могли быть куда больше, если бы не подоспевшие голландские судна и английские траулеры, которым удалось спасти 837 моряков. Многие из команд потопленных кораблей были призваны из запаса резервистов.
Среди новобранцев отличился мичман Венман Викхэм-Масгрейв. Во время первого попадания он находился на «Абукире». После взрыва он вплавь добрался до «Хога». Следом прогремел второй взрыв, и мичман после этого поднялся на борт «Кресси». Ему удалось спастись и с этого корабля. Таким образом, Венман Викхэм-Масгрейв стал единственным, кто пережил гибель сразу трёх кораблей чуть более чем за час.
Есть мнение, что победа германских подводников объясняется лишь старомодным менталитетом английских офицеров, которые стремились спасти своих товарищей, невзирая на опасность. Однако свою роль сыграла и изначально неверная тактика руководства, которое, при несомненном риске, продолжало посылать устаревшие корабли для патрулирования без охраны. Примечательно, что Уинстон Черчилль выступал против использования броненосных крейсеров с неподготовленными экипажами. Но более подходящих для дозора кораблей британцы к тому времени попросту не имели.
Нельзя исключать и великолепную выучку экипажа субмарины, и талант Отто Веддигена, который сумел воспользоваться ошибками противника. Так или иначе, успех подлодки U-9 дал резкий толчок к развитию подводных лодок и средств борьбы с ними, и война на море навсегда изменила свой облик.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Источник:
2 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена