Устаревшие на стадии проекта. Недолгая история линейных крейсеров типа «О»
Уже после ввода в строй линейных кораблей типа «Шарнхорст», по факту являвшихся линейными крейсерами, командованию Кригсмарине стало ясно, что они не смогут на равных конкурировать с построенными гораздо раньше британскими линейными крейсерами типа «Ринаун» и «Худ».
Внешний вид линейных крейсеров проекта «О»
Основной калибр германских линкоров составлял 283 мм, в то время как британские линейные крейсеры были вооружены куда более мощными и дальнобойными 381-мм орудиями, которые могли конкурировать даже со спущенными на воду в 1940 году линкорами типа «Бисмарк». К тому же для действий на океанских коммуникациях четырёх линкоров было явно недостаточно, поэтому еще в 1937 году был разработан проект тяжёлых крейсеров типа «Р», способных действовать вдали от основных баз.
Но после детального анализа стало ясно, что планируемое водоизмещение в 20 000 тонн и вооружение из шести 283-мм орудий не позволит реализовать в полной мере все требования, предъявляемые к этому классу кораблей. Так что после расторжения в 1935 году германо-британского морского соглашения работы по проекту «Р» были прекращены. И в это же время началось проектирование более мощных линейных крейсеров типа «О» с водоизмещением до 30 000 тонн, способных нести новые 380-мм орудия главного калибра.
Разработка проекта
Разработка нового проекта линейных крейсеров или, как было принято называть корабли этого класса в Кригсмарине, «карманных» линкоров, началась в 1937 году в рамках масштабной модернизации флота по плану Z. Согласно требованиям верховного командования Кригсмарине (ОКМ), основной задачей кораблей этого типа являлись действия на океанских коммуникациях, пока основные силы из линкоров класса «Бисмарк» и типа «О» будут связывать силы противника.
Главной проблемой было то, что принятие всех новых типов вооружения в обязательно порядке согласовывалось с Гитлером, который активно вмешивался в работу конструкторов, иногда ставя перед ними просто невыполнимые условия. Эта же судьба ожидала и крейсеры типа «О».
У немцев имелся опыт постройки кораблей подобного типа. Несмотря на то, что линейные крейсеры типа «Мольтке», «Зейдлиц» и «Дерфлингер» уступали своим британским визави в плане скорости, дальности и вооружения, в целом они были более сбалансированы. Это показал опыт Ютландского боя и боя у Доггер-банки, где британцы потеряли три своих линейных крейсера, в том числе новейший «Куин Мэри», а еще два крейсера получили тяжелые повреждения. В то же время у немцев в безвозвратные потери был списан только «Лютцов», а тяжело повреждённый «Зейдлиц», благодаря более удачной конструкции, смог дотянуть до базы.
Линейный крейсер Derfflinger. Гамбург, 1914 год
Тем не менее Гитлер, увлекавшийся гигантоманией, настоял на том, чтобы за основу проекта «О» были взяты как раз британские крейсеры, которые могли развивать высокую скорость, обладали мощными орудиями, высокой автономностью и дальностью плавания. Обратной стороной медали было бронирование — не зря даже британские адмиралы называли свои линейные крейсеры не иначе, как «ореховые скорлупы, вооруженные молотками». Поэтому уже на стадии разработки стали ясны два факта, которые поставили крест на реализации данного проекта.
Даже при водоизмещении в 30 000 тонн бронирование крейсеров было недостаточным для использования их в качестве кораблей первой линии и дуэлей с линейными кораблями потенциального противника — французскими линкорами «Дюнкерк» и «Ришелье», а также британскими «Кинг Джордж V» и американскими «Норт Кэролайн».
Кроме того, даже полностью переведённая на военные рельсы экономика Третьего Рейха была не готова осилить столь масштабный проект. Постройка трёх кораблей потребовала бы полной загруженности трёх основных верфей и миллионов марок. Так что было решено направить эти мощности на строительство подводного флота, который так лоббировал Карл Дёниц.
Несмотря на то, что в августе 1939 года проект был одобрен Гитлером, уже через месяц все работы по нему были свернуты, а заказы аннулированы.
Проектные характеристики
Проектное водоизмещение крейсеров типа «О» составляло около 30 000 тонн и было выбрано из экономических соображений, чтобы сократить время строительства. Поставленные в такие жесткие рамки, конструкторы были вынуждены пожертвовать бронёй.
Основной броневой пояс планировалось выполнить из цементированных броневых плит толщиной 100 мм, а в районе машинного отделения и артиллерийских погребов его толщина достигала 180 мм. Вся вертикальная броня изготавливались из тяжелой броневой стали Wotan Hart толщиной 80 и 45 мм с усилением до 110 мм в критически важных местах. За исключением торпедной переборки, где использовалась лёгкая гомогенная сталь Wotan Weich. Основная броневая палуба со скосами имела толщину от 60 до 80 мм, а башни орудий главного калибра бронировались 220 мм плитами в лобовой части и 180 мм броней по бокам.
Схема бронирования линейных крейсеров проекта «О
Для сравнения — у «Дюнкерка», который был фактически линейным крейсером, при практически таком же водоизмещении, главный броневой пояс имел толщину 225 мм, броневая палуба 115 мм и башни главного калибра с лобовым бронированием 330 мм и бортовым 250 мм.
Также не удалось реализовать чисто дизельную силовую установку, поэтому в дополнение к двум дизельным установкам MAN планировалось использовать паротурбинную установку с 4 котлами Вагнера, что давало общую мощность в 176 000 л.с. Проектная скорость должна была составить не более 35 узлов, а дальность плавания — 14 000 морских миль.
В качестве главного калибра были выбраны новейшие морские орудия SKC-34 калибром 380 мм и длиной ствола в 52 калибра, имевшие дальность стрельбы до 36.5 км. Их планировалось устанавливать в 3 двухорудийные башни — две в передней части корабля и одну в задней.
380-мм орудие SKC/34 линкора Tirpitz во время монтажа в башню
Если с главным калибром все было хорошо, то выбор противоминной артиллерии оказался откровенно неудачным. Из-за ограничений по водоизмещению она была представлена стандартными для Кригсмарине 150-мм орудиями SKC/28 в трёх двухорудийных башнях с возможностью стрельбы по воздушным целям. Этого было явно недостаточно для эффективного противодействия эсминцам, и 4 спаренных 105-мм зенитных орудия SKC/33, которые можно было бы использовать для стрельбы по надводным целям, вряд ли бы исправили ситуацию.
105-мм орудия SKC/33 в установке LC/31 на тяжёлом крейсере Prinz Eugen
Очень слабым было и противовоздушное вооружение. Комплекс ПВО крейсера был представлен вышеупомянутыми четырьмя спаренными 105-мм зенитками, четырьмя спаренными установками 37-мм полуавтоматов SKC/30 и пятью счетверёнными установками 20-мм зенитных автоматов Flak 30. Для борьбы с авиацией противника, как показал последующий опыт боевых действий, такой огневой мощи было недостаточно, и размещалась она не оптимально. На более старом HMS Repulse также было восемь 102-мм универсальных орудий, но четыре из них устанавливались в спаренных установках, а еще четыре в одноорудийных установках, позволяя лучше контролировать воздушное пространство.
Расчет 37-мм орудия SKC/30 во время стрельб. В задней части орудия на рабочей платформе стоят заряжающий и подносчик боеприпасов
В целом линейные крейсеры типа «О» устарели еще на стадии проекта — они не отвечали возрастающим требованиям современной морской войны и не были готовы к усиливающейся роли авиации. Поэтому решение остановить работы по проекту оказалось верным. Германская промышленность просто не осилила бы постройку трёх таких кораблей, а их боевая эффективность не стоила бы потраченных средств, что прекрасно показал опыт применения «Тирпица», практически всю войну простоявшего на рейде.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS
0 комментариев