От Гурченко к Мордюковой: судьба Бориса Андроникашвили
«Самое противное то, что он меня так долго обманывал…Очень больно... Всех ненавижу, никому не верю, даже тебе боюсь верить. Вот до чего дошло…»
Легендарные актрисы Людмила Гурченко и Нонна Мордюкова снимались вместе в двух фильмах: «Женитьба Бальзаминова» и «Вокзал для двоих». Однако объединяет женщин не только это. В 1950–1960-х их судьбы были тесно связаны с одним мужчиной — писателем, актёром и сценаристом Борисом Андроникашвили. Fishki рассказывает, как жил этот человек и чем смог покорить сердца кинодив.
Сын репрессированных
Борис Андроникашвили родился 28 октября 1934 года. Изначально фамилией мальчика была Пильняк — от отца, известного советского писателя Бориса Пильняка. Андроникашвили была фамилией матери — грузинской актрисы, потомка древнего княжеского рода Андрониковых.
Борис Пильняк и Кира Андроникашвили. Фото: соцсети
Изменить фамилию ребёнку семью вынудили страшные события. 28 октября 1937 года Борис Пильняк был арестован и обвинён в заговоре с троцкистами. Во время следствия Пильняк не признал себя троцкистом, однако под пытками сказал, что шпионил для разведки Японии (писатель несколько раз ездил в эту страну). 21 апреля 1938 года мужчину признали виновным в шпионаже и в тот же день расстреляли.
Незадолго до ареста писателя мать мальчика, Кира Андроникашвили, сумела вывезти его в Грузию к бабушке, которая усыновила ребёнка и дала свою фамилию. Актрису арестовали вскоре после расстрела мужа, осудили как ЧСИР (члена семьи изменника Родины). 12 июня 1938 года женщину этапировали в Акмолинский лагерь жён изменников Родины (АЛЖИР). Правда, вместо указанных в приговоре восьми лет она пробыла там до 1 мая 1940 года, после чего была переведена в Москву под наблюдение НКВД. Актрисе даже разрешили сыграть несколько ролей в кино.
Киру Андроникашвили реабилитировали в 1956 году. В сыном она воссоединилась в начале 1950-х, когда он поступил на сценарно-киноведческий факультет ВГИКа.
«Когда увидела, поднос из рук выпал»
Андроникашвили не сделал громкой кинокарьеры, но в университете был настоящей звездой. Впервые увидев его, Людмила Гурченко оказалась сражена наповал.
«Там была детская, юношеская мечта из американских фильмов. Борис был красоты писаной — этакий Роберт Тейлор… Фамилия, аристократизм, бледное такое лицо... Когда я увидела его в столовой, у меня поднос из рук выпал», — вспоминала Людмила в интервью Дмитрию Гордону.
Борис Андроникашвили и Людмила Гурченко. Фото: личный архив
По сравнению с мужчиной приехавшая из Харькова Гурченко считала себя абсолютной простушкой. Она восхищалась и матерью возлюбленного — уроженкой аристократического рода актрисой Кирой Андроникашвили, репрессированной и реабилитированной в 1956-м.
«Женщина необыкновенная. Красоты, ума, таланта и женственности непревзойдённой. Мы как-то пошли на балет — в антракте ей все кланялись в почтительном поклоне. Она, казалось, не замечала моей провинциальности, невыдержанности и относилась ко мне с нежностью за открытость и доверчивость», — писала Гурченко в мемуарах.
Борис и Людмила поженились в 1958-м, а через год у них родилась дочь Мария.
Борис Андроникашвили и Людмила Гурченко с новорождённой дочерью. Фото: личный архив
К тому времени фильм «Карнавальная ночь» сделал актрису звездой. А вот Борис, несмотря на серьёзные перспективы, не горел желанием преуспеть на актёрском поприще, говоря, что больше стремится к написанию сценариев. При этом, по словам Гурченко, он и семьёй не особенно интересовался: «Я для своего ребёнка всё делала — за двоих. Помню, приехала с полуторамесячной крохой и мамой в Москву, а нас на вокзале никто не встретил… Борис ничего не зарабатывал, числился каким-то редактором, папа и мама высылали деньги».
Общение Гурченко с отстранённым интеллектуалом Андроникашвили складывалось всё хуже и хуже: «К моей профессии он относился с иронией… Когда я залезала не в “свою” сферу (интересовалась его сложной сценарной профессией), меня всегда поражало, сколько иронии вызывал в нём мой “прыжок” из легкомысленной, примитивной актёрской жизни в его таинственный мир… Он как-то талантливо умел жить рядом, будучи только на своём берегу. С невероятной силой воли приходилось учиться жить вдвоём в одиночестве…»
Распадающийся брак добили известия об изменах мужчины. «Письмо, закапанное слезами, которое Люся мне прислала со съёмок, стало неожиданностью. “С Борей мы разошлись совсем, для меня это к лучшему, для Маши — нет. Но ничего поменять нельзя, — рассказывала развелась с Вячеславом Тихоновым. Женщина подтверждала, что чарам Бориса сопротивляться было трудно.
«До чего хорош был! Люди, когда впервые его видели, на пять минут немели — выдающаяся внешность!, — рассказывала Мордюкова Дмитрию Гордону, — Борис был сократовского склада мужчиной: философ, краснобай, Байрона читал по-английски. Мы прожили лет пять, всё собирались съехаться, но... так и не расписались...»
Нонна Мордюкова и Борис Андроникашвили. Фото: соцсети
Вокруг этого союза ходила история — будто бы во время одной из встреч Людмила Гурченко возмутилась, как это Борис мог после неё связаться с этой «купчихой Белотеловой». На это Андроникашвили якобы ответил: «В отличие от тебя, Нонна божественно готовит супы!»
Сложно сказать, правда ли это. Сама Мордюкова сочувствовала разрыву Гурченко и Андроникашвили: «У них большая была любовь. Расходились они тяжело — оба плакали...»
Причины расставания новой пары были схожи — Мордюкова не смогла смириться с нежеланием Андроникашвили реализовываться в профессии: «На протяжении пяти лет в его печатной машинке торчал один листок, на котором так ничего и не было написано…» В подобном ключе Мордюкова характеризовала и других мужчин после Тихонова: «Все мне попадались — не те. Красивы как боги были, но при этом инфантильные какие-то, несостоявшиеся, характером слабые… Хотя ухаживали знатно — со стихами-посвящениями, с цветами, а потом садились на шею. Лелей их, корми…»
Пара разошлась в 1968–1969 годах. К тому времени у Андроникашвили были две роли в кино и ни одного поставленного сценария.
Семейное счастье
Мужчина недолго был один — он сочетался браком с художницей Русудан Хантадзе. Судя по всему, в её лице мужчина наконец нашёл подходящую спутницу жизни. С Хантадзе Борис прожил до конца дней, став отцом ещё двоих детей: дочери Киры (в 1970-м) и сына Александра (1973).
Русудан Хантадзе. Фото: соцсети
Помимо прочего, Русудан помогла мужчине наконец наладить творческую деятельность — Андроникашвили выпустил восемь книг, по его сценарию поставили фильм «Капитаны».
0 комментариев