Вражда с Фурцевой и карьера в США. Судьба Аиды Ведищевой
«Советских евреев на эстраде, кроме Кобзона, держали на коротком поводке — размагничивали наши диски, по ТВ практически не показывали».
Пусть лицо Аиды Ведищевой вспомнит не каждый, но голос, исполнивший легендарные кинохиты, слышали почти все. Fishki рассказывает о бурной судьбе певицы, прошедшей через эмиграцию, четыре брака и тяжёлую болезнь.
Успех и «чёрный список»
Всесоюзная слава пришла к Аиде Ведищевой в 1967 году — тогда она исполнила «Песенку о медведях», ставшую визитной карточкой комедии «Кавказская пленница».
Став известной, артистка не сбавила оборотов, исполнив ещё несколько шлягеров: «Помоги мне…», «Лесной олень», «Товарищ» и др.
Однако практически сразу успех Ведищевой стал сопровождаться замалчиванием со стороны официальных ресурсов. По словам певицы, в её карьеру вмешалась большая политика. Как известно, в 1968 году произошла «Пражская весна», закончившаяся введением в Чехословакию войск стран Варшавского договора.
Как назло, именно в этот момент Аида участвовала в музыкальном фестивале в польском Сопоте.
«И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: “Советские войска вошли в Прагу”. Что тут началось! Карел Готт со словами “Я не могу петь, когда Родина в опасности” покинул конкурс. Мне было так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина!
А тут ещё из Москвы посыпались начальственные звонки: “Ведищевой — не петь!” Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на “бис” и по результатам конкурса наградили второй премией.
А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в чёрный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты», — приводит слова певицы «СтарХит».
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева. Фото РИА Новости / П. Манушин
Эмиграция
Успехом Аида Ведищева пользовалась всё равно, хотя ситуация и была довольно неоднозначной.
«Миллионы моих пластинок были проданы, я давала по 30 концертов в месяц. Но у чиновников всё равно находились поводы постоянно объявлять меня в чём-то виноватой. Я же красивая, яркая, талантливая. Может, в этом моя вина? Но я по их диванам и кабинетам не кочевала, ни у кого ничего не просила», — рассказывала Ведищева «Экспресс-газете». Певица отмечала, что некоторые проблемы в карьере были связаны с её национальностью: «Всех советских евреев на эстраде, кроме Кобзона, держали на коротком поводке — размагничивали наши диски, по ТВ практически не показывали».
Тем не менее окончательное решение о невозможности проживания в СССР артистка приняла из-за войны в Афганистане:
«Когда по телевизору увидела гробы с солдатиками из Афгана, для меня это стало последней каплей. Решила: пора уезжать из Союза. Ведь тогда не только мой сын находился в призывном возрасте, но и тогдашний муж Боря, за плечами у которого было военное образование, получил все шансы попасть на ту войну».
В 1980-м Ведищева эмигрировала в США. В те времена отъезд был нелёгким делом — певица рассказывала «Московскому комсомольцу», что ей не позволили вывезти из страны сценические костюмы и чуть не отобрали аудиозаписи собственных выступлений: «Мою фонотеку не хотели пропускать. Не положено. Оставьте! И тогда я запела “Помоги мне!” на весь аэропорт. Вот так спасла меня песня, таможенники, конечно, узнали меня и махнули рукой».
Наконец оказавшись в США, Аида осознала, что начинать ей там придётся с нуля: «Я сразу поняла, что я никто — советская певичка. Мои песни никому там не нужны».
Однако Ведищева твёрдо решила добиться успеха и за океаном. Она устроилась медсестрой и пошла в университет: «Изучала американский кинематограф, театр, танец. Все заработанные деньги тратила на просмотр лучших бродвейских постановок, каждый мюзикл просматривала по 10–15 раз. Благо, что проблем с языком у меня не было — я выпускница иняза».
Артистка взяла псевдоним Amazing Aida, стала исполнять романсы и еврейские песни. Певица построила довольно неплохую карьеру, выступала на крупнейших площадках страны, посещала популярные ток-шоу.
Аида реализовала себя и в жанре мюзикл. В своей постановке, называющейся «Шедевр и поющая Свобода» (Masterpiece and singing Liberty) Ведищева рассказала параллельно собственную историю и историю Статуи Свободы. Постановка шла на Бродвее и, по словам певицы, имела «ошеломительный успех».
Четыре брака и болезнь
Уезжала из СССР певица уже будучи замужем второй раз. Первый супруг, эквилибрист Вячеслав Ведищев дал женщине звучную фамилию (её девичья фамилия — Вайс) и единственного сына Владимира, но брак прочным не получился: «Оба поняли, что мы абсолютно разные, так что разошлись легко».
Вторым мужем женщины стал пианист Борис Дверник: «Когда его впервые услышала, сразу поняла: “Всё, пропала!” Настолько он поразил талантом».
Аида Ведищева и Борис Дверник. Фото: личный архив
Второй муж серьёзно повлиял на певицу — глубоко верующий, он привил ей религиозность. Однако после переезда в США их жизненные приоритеты сильно разошлись:
«Когда все на тусовку, мой отправлялся домой. Может, таким стал, потому что в младенчестве выпал из коляски? Даже на пляже не позволял раздеваться.
В общем, в результате я не выдержала и подала на развод. А Боря сразу после этого умер. Не хочу даже об этом вспоминать. (Мужчина покончил с собой).
Мне ведь нужно было кормить семью — сына, маму, а Боря не учил английский, расслабился. Зачем мне такой муж? К тому же я поняла, что он исполнил свою миссию — привёз меня в Штаты и ушёл из жизни».
После Дверника Ведищева переехала в Лос-Анджелес («из-за климата, замучил артрит») и нашла себе гораздо увереннее стоявшего на ногах спутника — миллионера Джима Маркоффа.
Аида Ведищева с третьим мужем. Фото: личный архив
Однако с новым супругом начались другие проблемы: «Он хотя меня на концерте увидел и сразу влюбился, не хотел, чтобы я больше работала. Мы постоянно путешествовали — и по делам мужа, и просто отдыхали, объездили почти весь земной шар. Отвлекал меня путешествиями, чтобы только я не выступала. Он хотел, чтобы я просто сидела дома, как птичка в золотой клетке. Единственное — раз в году у меня были концерты в Беверли-Хиллз».
В итоге несовпадение мировоззрений привело к конфликту с семьёй супруга и разводу. Расставание выдалось тяжёлым для обоих, хуже того — в этот период у певицы обнаружили рак:
«В один год онкологию и у меня, и другого переселенца, Савелия Крамарова, нашли. Но я перенесла и химиотерапию, и операцию, а он — нет. Наверное, я не победила бы рак, если бы не вера во Всевышнего.
Надо верить в реинкарнацию, в перевоплощение, в бессмертие души, в будущее — тогда не страшно и умирать. Я очень долго шла к этому пониманию. И когда мне объявили диагноз, всё же нашла врачей, которые согласились сделать мне операцию. Потом я прошла полный курс химиотерапии и до сих пор моё утро начинается сначала с молитвы, зарядки, часовой пробежки, дыхательной гимнастики...»
Тогда же, в начале 1990-х Ведищева познакомилась с бизнесменом израильского происхождения Наимом Беджимом. Мужчина поддержал Аиду во время болезни и с тех пор пара не расстаётся: «У Наима душа хорошая. И самое главное — он никогда мне не мешал. Наоборот, помогал. Без него я бы мюзикл материально не подняла».
Аида Ведищева с четвёртым мужем. Кадр Первого канала
«Благодарна Господу за все»
Несмотря на то, что единственный сын так и не одарил её внуками, Ведищева считает свою жизнь сложившейся: «Я счастливая женщина и благодарна Господу за всё. Живу в прекрасном доме рядом с Лос-Анджелесом. У меня замечательный четвёртый муж. Сын Володя — он, наверное, просто не встретил свою женщину. В целом он философ, пошёл в моего папу — великого стоматолога».
Аида Ведищева с сыном. Фото: личный архив
Счастлива женщина ещё и от того, что полностью реализовалась в профессии — это всегда было главным двигателем её жизни: «Честно скажу: чётко осознавала, что не для детей и не для мужей появилась на свет. А для зрителей, чтобы радовать их своим творчеством».
0 комментариев