Первое сражение в Гельголандской бухте
На начальном этапе Первой Мировой войны флоты двух противоборствующих держав — Великобритании и Германской империи — действовали достаточно пассивно. Силы Гранд-Флита («Большой флот», общее название флота Соединённого Королевства, принимавшего непосредственное участие в войне возле берегов Англии) в основном занимались дозорами на дальних подступах к метрополии, а также прикрывали британские конвои с транспортами, следующие на материк.
Вид на верфь в городе Вильгельмсхафен
Основные силы Хохзеефлотте («Флот открытого моря», общее название флота Германии в ходе войны) также простаивали в гаванях, потому что Генеральный штаб немецких сил основной упор делал на наземные операции, не требовавшие привлечения флота.
Но в августе 1914 года ситуация на фронте потребовала участия основных сил Гранд-Флита, и в Британском морском штабе приступили к планированию морской десантной операции в Остенде.
Планирование операции
Не выдержавшая стремительного наступления немецких войск бельгийская армия, усиленная французским экспедиционным корпусом, отступила из Остенде в Антверпен. Одновременно с этим были оставлены позиции у Монса и Шарлеруа, что вызвало опасность прорыва немцев к Гавру и Булони. Чтобы помешать этому, британский штаб решил высадить в Остенде морской десант при поддержке корабельной артиллерии.
Проблема заключалась в том, что в оперативной близости от Остенде находилась основная база Хохзеефлотте — Вильгельмсхафен. Базировавшиеся там корабли адмирала Хиппера и вице-адмирала Мааса, а также несколько флотилий миноносцев могли выдвинуться к Остенде и помешать десантной операции.
Поэтому в Морском штабе решили одновременно с десантной операцией провести операцию в Гельголандской бухте, целью которой являлись отвлечение и нейтрализация лёгких крейсерских сил немцев. Перед операцией британская разведка провела оценку местности и выяснила, что ориентировочно 28 августа 1914 года примерно до 12.00 у побережья бухты будет отлив. Он должен был сделать фарватер несудоходным и не позволить немецким силам, включая линейную крейсерскую эскадру адмирала Хиппера, выйти в море. Поэтому начало операции было назначено на 5 часов утра 28 августа 1914 года.
Британский флот
Основу британского соединения составили: 1-я эскадра линейных крейсеров вице-адмирала Битти, 7-я эскадра крейсеров контр-адмирала Кристиана и отряд линейных крейсеров контр-адмирала Гордона Мура. Поддержку осуществляли флотилия подводных лодок коммодора Кийза и 3-я флотилия эсминцев коммодора Теруита.
- 1-я эскадра новейших линейных крейсеров, включавшая «Лайон», «Принцесс Ройял» и «Куин Мэри»;
- Отряд линейных крейсеров «К», включавший «Инвинсибл» и «Нью-Зиланд», а также 4 эскадренных миноносца;
- 7-я крейсерская эскадра, состоявшая из броненосного крейсера «Кресси» и его систершипов «Абукир», «Хог», «Башанти» и «Юриалес», а также лёгкого крейсера «Аметист»;
- 1-я эскадра лёгких крейсеров («Ноттингем», «Бирмингем», «Саутгемптон», «Ливерпуль», «Фалмут» и «Лоустофт»);
- 1-я флотилия эсминцев в составе 15 эскадренных миноносцев и лёгкого крейсера «Фирлесс»;
- 3-я флотилия эсминцев в составе 16 эскадренных миноносцев и лёгкого крейсера «Аретуза»;
- Флотилия подлодок в составе 6 субмарин E-4, E-5, E-6, E-7, E-8, E-9.
Офицеры HMS Lion перед носовыми 343-мм орудиями главного калибра
Немецкие силы
Хотя в районе Гельголанда находились значительные силы Хохзеефлотте, из-за отлива они не смогли выйти в море. Поэтому в сражении с британцами приняли участие только рассредоточенные по всей бухте легкие силы:
- Лёгкие крейсеры «Кёльн», «Штеттин», «Штральзунд», «Майнц», «Страсбург», «Хела», «Ариадне», «Фрауэнлоб»;
- 9 миноносцев из 1-й флотилии;
- 10 миноносцев 5-й флотилии;
- 2 субмарины;
- Около 20 сторожевых и вспомогательных кораблей.
Начальная фаза
По замыслу британского Адмиралтейства часть сил из состава соединения Кийза — субмарины Е-6, Е-7 и Е-8 — должны были сыграть роль наживки. Им предписывалось выдвинуться в район Гельголандской бухты к 5.00 и, предприняв атаку на немецкие миноносцы, выманить их и лёгкие крейсеры из бухты, после чего попытаться вывести противника на основные силы британской эскадры. В это же время оставшаяся часть субмарин должна была скрытно зайти в тыл кораблям немцев и по возможности атаковать их, когда они будут пытаться возвратиться на базу.
Подводные лодки типа E. Слева направо: HMS E-6, HMS E-5 и HMS E-1 в Торки, Англия. Считаются лучшими и самыми результативными британскими субмаринами времён Первой мировой войны
Сражение началось с атаки немецкого миноносца британской субмариной Е-7. После торпедного залпа британцы поспешили отступить, а вдогонку за ними бросились эсминцы из 5-й флотилии, посланные Хиппером по тревоге.
Приблизительно в 7.00 немецкие миноносцы столкнулись с кораблями 3-й флотилии коммодора Теруита. Они немедленно передали в штаб данные об обнаружении противника и спешно отступили по приказу Хиппера.
Британцы начали преследование и вели стрельбу по отступающим миноносцам, но в 7.58 на подмогу немцам подошел лёгкий крейсер «Штеттин», сразу же открывший огонь. Учитывая то, что комендоры крейсера имели высокую боевую выучку и могли обеспечить более точную стрельбу, англичане были вынуждены прекратить погоню. Немецкие миноносцы под охраной «Штеттина» отошли к бухте под прикрытие береговых батарей.
Лёгкий крейсер SMS Stettin
В то же время часть британских эсминцев вместе с лёгким крейсером «Аретуза» встретились с парой немецких миноносцев, траливших мины в северном районе. В завязавшемся бою устаревшие корабли немцев ничего не могли противопоставить британцам, но примерно в 8.00 к ним на помощь подоспел лёгкий крейсер «Фрауэнлоб». Хотя «Аретуза» превосходила «Фрауэнлоба» по огневой мощи и бронированию, её экипаж не имел достаточно боевого опыта, так как корабль вошёл в строй только в начале августа.
Недостаток выучки комендоров «Аретузы» привёл к тому, что за 25 минут боя им удалось добиться только нескольких попаданий в немецкий крейсер. В то же время артиллеристы «Фрауэнлоба» сумели попасть в своего противника 25 раз. Попадания вывели из строя одно из двух 152-мм орудий и повредили машинное отделение, в результате чего скорость «Аретузы» упала с 25 до 10 узлов. Немцы попытались добить повреждённый крейсер, но под прикрытием миноносцев капитан «Аретузы» смог скрыться в тумане. С лёгкими повреждениями «Фрауэнлоб» эскортировал своих миноносцев к Гельголанду.
Единственный реальный успех на начальной фазе операции записали на свой счет корабли коммодора Шелфорда, действовавшие в западной части бухты. Около 7.50 они заметили германский миноносец V-187 и бросились за ним в погоню. Пользуясь скоростью, миноносец предпринял попытку отойти к устью реки Яде, но после нескольких часов погони был перехвачен крейсерами «Лоустофт» и «Ноттингем».
Лёгкий крейсер HMS Nottingham типа Birmingham. Потоплен немецкой подводной лодкой SM U-52 в Северном море 19 августа 1916 года
Так как дистанция стрельбы не превышала 20 кабельтовых, крейсеры буквально за несколько минут лишили миноносец хода и продолжили путь на соединение с основной частью эскадры. Тем не менее тяжело повреждённый V-187 отчаянно продолжал бой с оставшимися британскими эсминцами, пока не был потоплен. Внезапно появившийся крейсер «Штеттин» открыл огонь по эсминцам, но атака находившейся поблизости субмарины Е-4 вынудила его спешно отойти под прикрытием тумана.
Завершающая стадия
Из-за того, что прямо накануне операции в первоначальный план были внесены изменения непосредственно командующим Гранд-Флитом вице-адмиралом Джеллико, коммодоры Теруит и Кийз, вышедшие в море первыми, ничего не знали о решении командования привлечь эскадры Битти и Гуденафа.
В результате этого четыре лёгких крейсера британцев, прибывших на соединение с флотилией коммодора Кийза, были приняты за немецкие. Кийз приказал отступать и одновременно запросил о помощи коммодора Теруита. В итоге британские корабли едва не открыли огонь друг по другу, но всё-таки сумели вовремя распознать своих. Эскадра Гуденафа направилась на запад, а флотилии Кийза и Теруита — на восток.
Германский лёгкий крейсер SMS Strassburg типа Magdeburg
К 11.00 к району начали подтягиваться немецкие лёгкие крейсеры, дислоцировавшиеся до этого по всей акватории Гельголандской бухты. Сначала «Страсбург» в 10.55 вступил в перестрелку с «Аретузой» и «Фирлессом», но затем скрылся в тумане из-за угрозы торпедной атаки. Битти приказал Гуденафу лечь на обратный курс и сам направил эскадру и крейсерский отряд Мура на соединение с Теруитом.
В 11.30 «Аретуза» и «Фирлесс» снова попали под огонь «Страсбурга», к которому вскоре присоединился «Майнц». Из-за тяжёлых повреждений «Аретуза» была лёгкой добычей, поэтому британские эсминцы самоотверженно выходили на дистанцию торпедной атаки, пытаясь отогнать немцев.
Ситуацию исправило появление крейсеров Гуденафа, превосходивших по своим характеристикам «Майнц» и «Страсбург». Приблизительно в 12.15 «Майнц» получил критические повреждения и потерял ход, после чего экипаж вынужден был спустить шлюпки и оставить корабль.
Но в 12.20 «Аретуза» и «Фирлесс» снова оказались в тяжёлом положении, так как столкнулись со «Штеттином» и флагманом контр-адмирала Мааса «Кёльном». Ситуацию спасли линейные крейсера Битти. Сначала они добили «Майнц», затем сильно повредили «Кёльн», сумевший под прикрытием тумана отойти, а в 12.56 потопили лёгкий крейсер «Ариадне».
Потопление германского лёгкого крейсера «Майнц»
В 13.10 адмирал Битти, справедливо опасавшийся подхода основных линейных сил Хиппера, приказал отходить. На обратном пути британцы обнаружили повреждённый «Кёльн» и потопили его двумя залпами вместе с контр-адмиралом Маасом.
Итоги сражения
В ходе Гельголандского сражения британскому флоту удалось выполнить поставленную задачу. Корабли Гранд-Флита нанесли серьёзный урон лёгким силам Хохзеефлотте: были потоплены три крейсера («Кёльн», «Майнц» и «Ариадне») и один эсминец. Крейсеры «Штеттин», «Страсбург» и несколько миноносцев получили серьёзные повреждения. Погибло более тысячи немецких моряков, включая контр-адмирала Мааса.
Потери британцев были намного скромнее: около 30 погибших и более 50 раненых. Крейсер «Аретуза» и эсминец «Лорел» были тяжело повреждены, поэтому их пришлось отбуксировать в порт. Победа подняла боевой дух британских моряков. По приказу кайзера Вильгельма II немецкий флот ещё сильнее ограничили в активности, запретив операции с участием крупных кораблей. Это позволило англичанам получить большую свободу действий в Северном море.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
6 комментариев
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Бгг
Удалить комментарий?
Удалить Отмена