«Лихой» румын с британскими корнями. История эсминца Regele Ferdinand I
Вторая мировая война на Чёрном море не была столь напряжёной, как в Атлантике, на Северном или Тихом океанах, но тем не менее имела большое значение. Несмотря на то, что масштабы происходящего были явно скромнее, здесь также нашлось место для истории, истории об одном из самых успешных кораблей флота Румынии с интересной судьбой — эсминце NMS Regele Ferdinand I.
NMS Regele Ferdinand I в море
Накануне Первой мировой войны румынское королевское правительство озаботилось наращиванием боевой мощи флота, а потому разместило в Италии заказ на постройку серии из четырёх эсминцев типа Vifor. Сдать заказчику до войны их не успели, и эсминцы Aquila служили итальянскому флоту. Позднее два из них всё-таки передали румынам, что последние сочли явно недостаточным.
И потому, не имея особых альтернатив, Румыния в 1925 году сделала новый заказ той же итальянской верфи Pattison Yard на ещё четыре эсминца. Само собой, при их проектировании конструкторы должны были брать за основу лучшие образцы класса, а также опираться на опыт прошедшей войны. Для румын таковым был тип лидеров эскадренных миноносцев Королевского флота Великобритании Thornycroft, и именно он стал базой эсминцев типа R.
Итальянские конструкторы приспособили британский оригинал под румынские возможности. Вместо турбин Brown-Curtis были установлены аналогичные от фирмы Parsons, что повлекло изменение расположения машинных отделений. Кроме того, для упрощения обслуживания орудий и систем наведения были заказаны модели из Германии и Швеции соответственно.
Проект от Pattison Yard выглядел следующим образом. Длина составляла 101,9 м, ширина 9,6 м и осадка 3,51 м. Водоизмещение нормальное — 1400 тонн. Различия с прототипом оказались совсем незначительны, несмотря на существенные изменения «начинки» корабля: длина выросла всего на 1 м, а водоизмещение уменьшилось на 80 тонн. Соответственно, возросла и мощность — 52 000 л.с. против всего лишь 40 000 л.с. на британце. Такие показатели должны были разогнать эсминцы до 37 узлов, но на практике скорость достигла 38.
Вооружение состояло из 5x1 120-мм орудий фирмы Bofors, расположенных по линейно-возвышенной схеме. Оно дополнялось 76-мм зенитным орудием, 2x1 40-мм зенитными орудиями и 2×3 533-мм торпедными аппаратами. Таким образом, эти ТА были впервые использованы на кораблях Королевского флота Румынии. Впоследствии вооружение претерпело изменения. Так, в 1939 году были установлены 2×2 13,2-мм пулемёта Гочкиса и трос для буксируемых торпед, а в 1943 году 76-мм зенитное орудие заменено на две 37-мм SK C/30 и четыре 20-мм автоматических FlaK 30.
В 1943 году корабль был оснащён немецким гидролокатором S-Gerät. В 1944 году верхнее носовое 120-миллиметровое орудие было заменено немецким 88-мм зенитным орудием.
Король Румынии Фердинанд I, давший своё имя заказанному им же эсминцу
NMS Regele Ferdinand I, первый эсминец типа Regele Ferdinand, заложили в июне 1927 года. Впоследствии был заложен и построен ещё один эсминец этого типа, тогда как заказ на остальные два был отменен из-за нехватки средств.
NMS Regele Ferdinand I назвали в честь правившего на тот момент в Румынии короля Фердинанда I, но корабль не успел вступить в строй при жизни монарха — это произошло лишь 7 сентября 1930 года. На момент вступления в строй по своему оснащению он был не только самым современном кораблём румынского флота, но и вообще всех флотов в данном регионе.
В 1932-1933 годах NMS Regele Ferdinand I отрабатывал приёмы ведения современной войны на море. С него же в 1935 году был произведён первый в истории румынского флота успешный залп зенитками по воздушной учебной цели.
С началом Второй мировой войны румынский флот, значительно уступая советскому, охранял порт Констанца и устанавливал минные поля между ним и Босфором. Только после падения Одессы в октябре 1941 года румыны стали подходить к уже оккупированным войсками Оси берегам для траления советских мин, а затем начали сопровождать конвои. 1 декабря в ходе очередного конвоирования Regele Ferdinand I и однотипный ему Regina Maria атаковали советскую подлодку и, согласно собственному утверждению румын, потопили её.
17 декабря Regele Ferdinand I у местечка Приморское обнаружил и действительно потопил советскую подлодку. Её номер доподлинно неизвестен, хотя некоторые данные указывают на М-59.
Зима 1941-1942 годов была для эсминцев довольно спокойной, поскольку их деятельность сосредоточилась на охране собственных берегов и коммуникаций с Турцией. Но с возобновлением весной-летом активных действий немецкой армии в Крыму румынам был дан приказ действовать в районе Одессы, а после падения Севастополя — уже там. В октябре Regele Ferdinand I был безуспешно атакован подлодкой М-32, а чуть позже — столь же безуспешно Щ-207 при конвоировании итальянских нефтеналивных танкеров.
14 октября у Босфора конвоируемый Regele Ferdinand I немецкий танкер SS Ossag был атакован подлодкой Л-23. В ответ эсминцы сопровождения сбросили глубинные бомбы, но не смогли причинить серьёзного ущерба нападавшему.
После крупного ремонта в первой половине 1943 года эсминец ушёл в Севастополь, где 16 сентября в очередной раз был атакован подлодкой Щ-207 и после боя доложил о её потоплении. 22 сентября неподалёку от Евпатории ПЛ С-33 безуспешно атаковала судно, которое охранял Regele Ferdinand I. Правда, эсминец тоже не смог ничего противопоставить советскому кораблю.
NMS Regele Ferdinand I на пути в Севастополь, 1944 год
В начале 1944 года наступление советских войск отрезало войска стран Оси в Крыму от сообщения по суше, поэтому задача снабжения легла на флот. Именно румыны должны были обеспечить основную часть охраны конвоев. С 14 апреля началась операция «60 000», в ходе которой румынский флот пытался эвакуировать как можно больше своих соотечественников на родину, так что Regele Ferdinand I постоянно находился в море.
В ходе конвоирования очередного транспорта эсминцы сопровождения во главе с Regele Ferdinand I пропустили в свой строй две советские подлодки, которые так и не сумели поразить суда конвоя, а затем не смогли отогнать советскую авиацию, повредившую охраняемый транспорт. И хотя конвой удалось кое-как привести в Констанцу, явный неуспех румын поставил всю операцию под сомнение.
С 24 апреля по приказу Гитлера эвакуация была приостановлена. Зато потом, с 11 мая, её пришлось ускорить, поскольку порт Севастополя с 8 мая подвергался огню советской полевой артиллерии. Regele Ferdinand I получил приказ принять на борт людей и в ходе погрузки стал удобной целью. По нему был открыт артиллерийский огонь, который эсминцу, впрочем, удалось подавить, а затем начались налёты авиации. В ходе одного из них был пробит мостик, возникли пожары, а одна из бомб не взорвалась и застряла с цистерне с топливом. Сильно повреждённый эсминец на буксире вернулся в Констанцу.
Там корабль стоял в ремонте всё лето, пока 20 августа в ходе авианалёта его снова не повредили. А уже спустя всего три для произошёл государственный переворот, итогом которого стал переход Румынии в стан антигитлеровской коалиции. 29 августа все корабли румынского флота были захвачены СССР, 5 сентября на Regele Ferdinand I подняли советский военно-морской флаг, а 14 числа он был зачислен в состав Черноморского флота. Вскоре ему сменили имя на «Лихой». Несмотря на название, после небольшого ремонта и зачисления во 2-й дивизион эсминцев, бывший Regele Ferdinand I практически не принимал участия в каких-либо операциях.
После окончания войны эсминцы ещё какое-то время служили в составе флота СССР, но политическая обстановка изменилась — Румыния стала частью так называемого соцлагеря. И потому стране отдали реквизированные ранее корабли — в 1951 году два эсминца вернулись в Бухарест.
NMS Regele Ferdinand I в боевом камуфляже
«Лихой» не мог, конечно, получить своё прежнее наименование, поэтому румыны дали ему номер D21. Затем корабль был оснащён новейшими советскими радиостанциями, локаторами, системой пожаротушения и т.д. Всё это значительно повысило боеспособность бывшего Regele Ferdinand I, и он постоянно участвовал в совместных учениях с СССР и Болгарией.
В феврале 1959 года D21 был переименован D9. Однако было очевидно, что эсминец уже устарел, а потому в 1961 году его списали сдали на слом.
Таким образом, эсминец, некогда заказанный Румынией взамен недополученных ею из-за Первой мировой кораблей, служил в своём флоте не только символом боевой мощи, но и был одной из самых боеспособных единиц. Его много раз атаковали советские подлодки, а затем Regele Ferdinand I и вовсе оказался во флоте бывшего противника.
Участник мировой войны, лишившийся своего имени, построенный в Италии «лихой» румын с британскими корнями достойно отслужил своё и навсегда остался на страницах мировой истории флота.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
1 комментарий
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена