Они вынесли на себе все тяготы войны. Итальянские эсминцы типа «Навигатори»
С окончанием Первой мировой войны в Италии резко усилились амбиции по доминированию в Mare Nostrum. Учитывая тот факт, что Вашингтонское соглашение ограничило число крупных кораблей для всех мировых флотов, Италия пошла по пути наращивания своих лёгких сил. Так же действовал и её основной потенциальный противник — Франция.
Эсминцы типа Leone в Риге, июнь 1925 года. Слева направо: Tigre, Leone и Pantera
С 1920 по 1925 года в Италии в строй было введено более двадцати эсминцев типов «Дженерале», «Палестро», «Куртатоне», «Леоне» и «Селла». Из них только 1800-тонные «Леоне» имели более-менее сбалансированные характеристики. Все остальные корабли строились по проектам, разработанным ещё в период Первой мировой войны.
После известия о начале строительства 6 французских лидеров типа «Ягуар», созданных специально для действий в Средиземном море и вооружённых 130-мм орудиями, в итальянском морском генштабе обеспокоились текущим положением дел. Единственными кораблями, способными противостоять французским лидерам, являлись три эсминца типа «Леоне». Соотношение сил было явно не в пользу Реджиа Марина. Поэтому в 1925 году морское министерство сформировало технические требования к новому кораблю: водоизмещение 1500 тонн, вооружение из 6 орудий калибра 120 мм и 6 ТА, скорость 38 узлов.
Французский эсминец Leopard типа Jaguar в Сен-Дени, 28 ноября 1942 года
В 1926 году был представлен проект нового лидера, разработанный генералом Ротой. Он квалифицировался, как скаут — корабль класса «лидер эсминцев», либо лёгкий крейсер-разведчик.
Правда, пришлось пойти на увеличение водоизмещения до 1900 тонн, несмотря на максимальное облегчение артиллерийских установок и снижение массы корпуса за счёт конструктивных особенностей. Летом того же года проект был утверждён Морским министерством, и в октябре на верфи компании «Ансальдо» в Генуе начали строительство первого эсминца серии «Навигатори».
Под стать мореплавателям
Первоначальный проект выдвигал очень высокие требования к скорости скаутов. Чтобы этого добиться, конструкторы разработали вытянутый узкий корпус с высоким соотношением длины к ширине, придав ему острые обводы. Полная длина корпуса составила 107 м при ширине 10 м, а осадка при стандартном водоизмещении достигала 3 м.
Эсминцы типа Navigatori. Все они получили свои имена в честь известных итальянских мореплавателей
Так как одним из требований Морского генштаба являлась малозаметность, эсминцы данной серии получили очень низкий борт, доходивший в центральной части максимум до 3 м. Это серьёзно ухудшило их мореходные качества, поэтому высокий полубак пришлось продлевать почти на 40% длины корпуса.
Сам корпус изготавливался из оцинкованной стали повышенной твёрдости и имел поперечную схему набора. Двойное дно простиралось на 86% длины корпуса. Внутри он разделялся на 19 герметичных отсеков с доходящими до верхней палубы водонепроницаемыми переборками.
Спуск Luca Tarigo на воду, верфь компании Ansaldo в Сестри-Поненте, 9 декабря 1928 года. Корабль назван в честь купца и пирата Луки Тариго, орудовавшего в XIV веке
Мощнее и быстрее
Эсминцы типа «Навигатори» первыми среди кораблей этого класса получили двухвальную ГЭУ, размещённую по эшелонной схеме, что позволило в два раза повысить живучесть корабля. Энергетическая установка включала в себя 2 ТЗА и 4 котла, а её суммарная мощность достигала 55000 лошадиных сил.
На ходовых испытаниях все корабли этого типа смогли развить максимальную скорость в 38-39 узлов. На эсминцах «Антонио Пигафетта» и «Алвизе да Мосто» удалось достичь 41 узла. Но в обычных условиях максимальная скорость ограничивалась показателем в 34-36 узлов.
Копия подлинного чертежа фирмы Odero, соответствующая эсминцам Ugolini Vivaldi и Antonio Usodimare. Первый назван в честь печально известного путешественника Уголино Вивальди, второй — руководителя африканской экспедиции Антонио Усодимаре
Нефтяные цистерны, расположенные в носовой и кормовой части, позволяли взять на борт до 580 тонн мазута, но стандартный объем топлива составлял 320 тонн. Это обеспечивало дальность до 2800 миль при движении 14-узловым ходом. Впоследствии количество цистерн было увеличено, и каждый эсминец смог принимать на борт до 450 тонн топлива при нормальной загрузке и до 630 тонн при максимальной. Благодаря этому дальность плавания увеличилась до 3800 миль.
Сильнее всех предшественников
Изначально «Навигатори» планировалось вооружить 120-мм орудиями OTO, являвшихся модернизированной версией 120-мм корабельного орудия Armstrong. Но после принятия на вооружение в 1926 году нового корабельного орудия фирмы Ansaldo с 50-калиберным стволом и улучшенной баллистикой, все эсминцы этого типа вооружили шестью такими орудиями, установленными в спаренных башенных установках по линейной схеме в носу, центральной части и корме.
120-мм/50 артиллерийская установка Ansaldo mod.1926 №2 на Leone Pancaldo, 1929 год. Эсминец назван в честь участника экспедиции Фернана Магеллана Леоне Панкальдо
Эти орудия имели боевую скорострельность 7 выстр./мин и дальность стрельбы 20 км. Учитывая достаточно высокий угол возвышения ствола, допускалось ведение заградительного огня по воздушным целям фугасными снарядами. Штатный боекомплект составлял 200 выстрелов на ствол или 1200 выстрелов в сумме, но ёмкость погребов позволяла принять еще 250 выстрелов в перегруз.
При проектировании и строительстве скаутов «Навигатори» Морской штаб не уделил достаточного внимания возрастающей роли авиации. Поэтому эсминцы получили достаточно скромное зенитное вооружение в виде двух 40-мм автоматов Vickers-Terni, установленных на срезе полубака с каждого борта.
Чтобы усилить противовоздушные возможности кораблей серии, в 1934 году на средней надстройке с каждого борта установили по спаренной установке 13-мм пулемётов Breda. А уже после начала Второй мировой войны всё штатное ПВО было демонтировано, а взамен устанавливалось от семи до девяти одиночных установок 20-мм зенитных автоматов той же фирмы.
Пуск торпеды с эсминца Antonio Pigafetta во время манёвров в заливе Гаэта, июль 1933 года. Корабль назвали в честь Антонио Пигафетты — участника первой кругосветной экспедиции Фернана Магеллана
Торпедное вооружение состояло из двух поворотных трёхтрубных ТА «Сан-Джорджо» калибра 533 мм, устанавливаемых за дымовыми трубами. Причём центральные трубы ТА оснащались специальной решёткой, позволявшей использовать 450-мм торпеды. Штатный боекомплект состоял из четырёх торпед калибра 533 мм и двух торпед калибра 450 мм. Позже все ТА заменили на более совершенные, которые уже не имели возможности пускать 450-мм торпеды.
Первоначально каждый эсминец типа «Навигатори» мог принимать до 56 мин. В 1941 году была увеличена протяжённость минных рельсов, что позволило увеличить минную загрузку до 104 штук.
Эсминец Ugolini Vivaldi во время постановки заграждения «S.51», 11 апреля 1942 года. Видны мины Р.200, бомбосбрасыватель, кран «Sabiem» и параван-краны
На момент вступления серии в строй средства ПЛО были представлены двумя кормовыми бомбосбрасывателями, боекомплект которых состоял из четырёх 100-кг и десяти 50-кг глубинных бомб. В ходе модернизации вооружение для борьбы с подлодками усилили четырьмя буксируемыми противолодочными минами. В дальнейшем большинство эсминцев типа «Навигатори» получили от двух до четырёх более совершенных штоковых бомбомётов немецкого производства. Штатный боекомплект составил десять бомб.
Боевая рутина
Серия «Навигатори» стала самой многочисленной в своём классе в составе Реджиа Марина. В годы войны на эти эсминцы пришлась основная боевая нагрузка, пока линейные силы Италии отстаивались на базах или безрезультатно гонялись по Средиземному морю за британскими кораблями. В общей сложности скауты типа «Навигатори» совершили более 1600 боевых выходов и прошли около 570 тысяч миль, в полной мере оправдав своё название.
Эскадренные миноносцы типа Navigatori на базе
Эсминцы активно привлекались к минным постановкам, патрульным и конвойным операциям, доставляли грузы и людей в Северную Африку. К операциям с участием линейных сил флота они практически не привлекались. Это объясняется тем, что к 1940-1941 году их машины уже износились. Соответственно, эсминцы не могли развивать ход более 35 узлов и действовать в составе эскадр с быстроходными линкорами и крейсерами.
Из 12 построенных эсминцев только «Николозо да Рекко» пережил войну и был отправлен на разделку в 1954 году. Все остальные корабли серии были потеряны. «Джиованни ди Вераззано», «Эммануэле Пессаньо» и «Антонио Усодимаре» были торпедированы субмаринами, причем «Антинио Усодимаре» стал жертвой итальянской же подлодки. «Алвизе да Мосто» и «Лука Тариго» были потоплены огнём британских кораблей, а «Леоне Панкальдо», «Уголини Вивальди» и «Антонио Пигафетта» — авиацией. Еще два корабля, «Антонио да Ноли» и «Ланцеротто Малочелло», подорвались на минах. «Николо Зено» был затоплен в Специи своим экипажем из-за угрозы захвата корабля немцами.
Эскадренные миноносцы типа Navigatori в Бриндизи
«Рабочая лошадка» Реджиа Марина
Вступив в строй в конце 1920-х годов, лидеры эсминцев типа «Навигатори» являлись одними из самых крупных в своём классе, с мощным вооружением и высокой скоростью.
Эскадренные миноносцы типа Navigatori
Но уже к концу 1930-х годов их скорости было недостаточно для действий в составе линейных эскадр. Из-за износа машин они часто выходили из строя и имели очень высокий расход топлива. Низкая мореходность не позволяла использовать их нигде, кроме относительно спокойного Средиземного моря. Палубу заливало водой даже при волнении 2-3 балла. Тем не менее на «Навигатори» пришлась основная военная нагрузка. Они прошли больше миль, чем любая другая серия итальянских эсминцев, выполняя тяжёлую и рутинную боевую работу.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией «Мира Кораблей»
1 комментарий
Год назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена