На Геландевагене вокруг света за 26 лет
Вот представьте вы успешный управляющий директор крупной транспортной компании (допустим Hapag-Lloyd), за вашими плечами успешная карьера в крупной авиакомпании (допустим Lufthansa). В банке — солидный счет, дома — семья и ребенок, в перспективе — отличная пенсия. Что еще, как говорится, нужно мужчине чтобы встретить старость?
Но нет. В один прекрасный день вы бросаете все радости цивилизованного европейского быта, ради… путешествия на автомобиле. Нет, не банальной поездки из Мюнхена в Штутгарт, а реально сумасбродного путешествия по дорогам, а чаще бездорожью, самых удаленных уголков мира, в которых нет цивилизации, куда не выдают визы и где опасность, порой, угрожает не только вашему кошельку, но и жизни…
Не уверен, что я отважился бы на такое. А вот немец Гюнтер Холторф решился. C 1989 года бывший успешный менеджер колесил по свету на личном Mercedes-Benz G300 GD, которому сам дал ласковое прозвище “Отто”.
Гюнтер в компании жены Кристины объехал даже не полмира, а добрые три-четверти. В 2014-м герр Холторф вернулся на родину, а вскоре мне удалось поучаствовать в подготовке интервью легендарного путешественника для российского издания Mercedes-Benz magazine.
Итак, на одной стороне 26 лет и почти миллион километров, на другой — 5 минут вашего внимания. Надеюсь, будет интересно.
– Герр Холторф, вы отправились в путешествие еще до падения Берлинской стены. То есть уехали из одной страны, а вернулись уже в Объединенную Германию. Что изменилось на вашей родине за четверть века?
– За это время обе Германии заметно выросли вместе. Берлин вновь стал истинной столицей, настоящим центром страны. И сегодня различия между "западными" и "восточными" сможет заметить только очень внимательный глаз.
– Изначально продолжительность вашего путешествия была гораздо более скромной. Почему вы решили не ограничиваться только Черным континентом?
– Действительно, сперва мы планировали двухлетнее путешествие в Африку с возможным заездом в Южную Америку. Уже по ходу поездки нам с Кристиной захотелось побывать в Центральной Америке и Мексике. Затем возникло желание посетить США и Канаду. Так, постепенно мы «включились» в настоящее мировое турне.
– Учитывая количество стран в которых вы побывали, наверное легче вспомнить государства, до которых вы так и не добрались. Есть такие?
– Мы не были в государствах-атоллах в Южной Океании: Науру, Палау, Кирибати и им подобных. Но там просто невозможно передвигаться на автомобиле. Зато мы побывали в Папуа-Новой Гвинее, Вануату, на Соломоновых островах, Фиджи, Самоа и Тонга. Мы не проезжали через самые опасные и криминальные страны — это Сомали, Чад, Южный Судан. Но при этом посетили Ирак и Афганистан, где шли военные действия. Еще не были на Багамах, в Кабо-Верде, в Сан-Томе и Принсипи – очень дорогая и сложная логистика. Кроме того, миновали государства-атоллы в Индийском океане: Коморы, Сейшелы, Мальдивы – опять же на автомобиле это невозможно.
– Вы, вполне возможно, первый иностранец, которому официально разрешили путешествовать на автомобиле по Северной Корее. Этого было сложно добиться?
– Получить разрешение было невозможно. Все специалисты и агентства считали нас сумасшедшими. Но немецкий посол в Пхеньяне сделал официальный запрос и северокорейские чиновники заключили, что мы путешествуем с официальной миссией. Вплоть до сегодняшнего дня «Отто» – первый иностранный автомобиль, побывавший в Северной Корее. Даже китайские грузовики доезжают до границы, где их перегружают.
– Как вы решали проблемы с визами, паспортами и документами на машину? По собственному опыту знаем, например, в России чтобы пересечь границу на автомобиле нужно потратить много времени на бумажную волокиту.
– Лично у нас нигде не было проблем с визами и паспортами. Сложности во многих странах возникали с «Отто». Одно из разрешений на въезд для автомобиля мы ждали шесть (!) лет. А, скажем, в Сент-Люсии подобный вопрос выносился на заседание кабинета министров и, к слову, был решен положительно. Зато На Кубе мы получили “о’кей” от самого Рауля Кастро. Словом, при изрядном запасе терпения получалось все и везде.
– Какие впечатления у вас оставила наша страна? Не сомневайтесь рассказами о плохих дорогах нас в любом случае не удивить…
– Что касается визы и въездных формальностей – никаких проблем. На многих КПП наша карта с маршрутами и рекомендательное письмо от «Мерседес-Бенц РУС» сослужили очень хорошую службу. Наибольшее впечатление произвели гигантские расстояния, “Транссиб”, исключительно дружелюбные люди в деревнях и, конечно, водка. Кстати, лишь немногие дороги были действительно плохими. Мы проехали по маршруту Мурманск – Москва – Байкал – Владивосток, а затем – Сахалин — Комсомольск-на-Амуре – Байкал – Москва. Все было отлично. И первая береза за Москвой выглядела также, как последняя перед Владивостоком.
– Насколько известно путешествие вы оплачивали самостоятельно. Никогда не подсчитывали во сколько конкретно вам обошлась поездка почти в миллион километров?
– На все про все ушло приблизительно 450 000 евро. Сюда входит и стоимость свыше 100 тысяч литров дизтоплива. При полной нагрузке “Отто” потреблял порядка 12 литров на 100 км. Здесь же оплата контейнерных перевозок – где-то 3500 евро каждая, и тарифы паромных переправ, и запчасти с расходниками, общая стоимость которых вдвое превысила стоимость самого автомобиля. В среднем месяц путешествия обходился где-то в полторы тысячи, а каждый километр пути стоил нам около 50 евроцентов.
– Спонсорские предложения вы не рассматривали принципиально?
– Именно так. Во-первых по соображениям безопасности мы не хотели декорировать “Отто” как автомобиль Формулы-1. Поэтому наш “Гелендеваген” всегда выглядел «нормальным» автомобилем и не привлекал лишнего внимания. Но главное мы всегда оставались независимыми.
– Наверное, вам приходилось держать при себе значительную, по-крайней мере для стран третьего мира, сумму наличными. Не было опасений за их сохранность?
– В машине достаточно укромных мест, чтобы что-то хорошенько припрятать. Но конечно никогда нельзя оставлять автомобиль без присмотра или парковаться в уединенных местах. Для ночлега всегда нужно было находить надежное место.
– Значительная часть путешествия проходила по бездорожью. На сколько вам хватало, скажем, комплекта резины? И вообще, где вы искали расходники, например, моторное масло или фильтры, находясь в Африке, Монголии, Северной Корее?
– Шины, сначала это были Yokohama SuperDigger, а после 2000 года Yokohama Geolandar, приходилось менять примерно каждые 70 000 км. Моторное масло заливали самых различных брендов, но главное всегда вовремя. Каждые 5 000 км мы меняли масло и фильтры. Причем, фильтры и примерно еще 400 различных запчастей везли с собой. Мы были полностью независимы от сервисных станций и все технические задачи решали сами.
– Выбор автомобиля для путешествия был осознанным? Или вы просто пришли в дилерский центр и взяли первый попавшийся внедорожник?
– Нет наш выбор не был случайным. Этому предшествовало скрупулезное планирование. Мы сразу отказались от кемпера или проще говоря дома на колесах. Во-первых, среди них нет полноприводных моделей, а кроме того кемперы очень заметные и габаритные. Грузовик или Unimog тоже не подошли – слишком большие и не помещаются в стандартный судовой контейнер. Оставались только внедорожники. Теоретически на месте “Отто” могли оказаться условные Toyota, Nissan или Land Rover. По счастью, наш выбор пал на G-Класс. Цвет, что немаловажно, «Голубой Китай» (chinablau — утонченная голубая роспись фарфора – прим. ред.), неброский и нейтральный. Мотор, коробка передач, мосты – все родное, оригинальное.
– На фотографиях вашего любимого “Отто” можно разглядеть вмятины на кузове и прочие боевые отметки. Помните откуда они?
– Небольшие царапины и даже вмятины как правило результат движения через заросли или по лесу. Однажды кенгуру прыгнул прямо на дверь. В Индии автобус слегка помял “Отто” бока. Случались и другие мелкие «ранения», но ничего серьезного.
– Может вкратце описать типичный распорядок дня вашего путешествия?
– Для начала – очень ранний подъем. Затем наведение порядка в салоне и завтрак. Как правило, мюсли. Мы всегда старались двинуться в путь пораньше, чтобы покинуть место ночевки, прежде чем нас обнаружат местные жители. Очень разумно по соображениям безопасности. До обеда – в пути. Вторая половина дня – обычно поиски места для ночевки. В большинстве случаев это «дикие» места за пределами населенных пунктов, возле полицейского участка или рядом с каким-нибудь производством. После прибытия начиналась подготовка ко сну, приготовление ужина, затем немного покоя с пивом, вином, джин-тоником… Ложились спать рано.
– Почти миллион километров, свыше 200 стран по пути. Можно не сомневаться у вас найдется множество интересных историй об этом уникальном путешествии. Сможете поделиться самой страшной?
– Ну если быть совсем точным 899 592 км, 215 стран и территорий. Вспоминая же самый жуткий эпизод… Однажды в Зимбабве я ночевал в гамаке, внезапно проснулся и оказался лицом к лицу с пятнистой гиеной – до нее было полметра. Если бы тогда я не проснулся, эту историю вы не услышали.
– А случай со знаком плюс?
– Знаете как-то раз вечером в Сахаре при полной луне и в полном одиночестве мы слушали сонату для фортепиано Бетховена. Сильнейшие ощущения!
– Вы отправились в путешествие еще до наступления эры мобильных телефонов и гаджетов. Но похоже так и не стали поклонником смартфонов…
– Сотовым телефоном я пользуюсь каждый день. Ноутбука у нас не было, его конечно бы стащили. А потом знаете в подобном путешествии быстро учишься решать проблемы самостоятельно. В Сахаре или в первобытном лесу не спасет никакой смартфон.
– Вы интересовались тем, что происходит в мире во время путешествия? Были в курсе новостей или предпочитали жизнь затворника, для которого главный смысл путешествия не конечная точка, а сам путь?
– Да, путешествие было целью в себе, но мы совершенно не хотели превращаться в отшельников. Мировые новости мы регулярно слушали по коротковолновому приемнику, настраиваясь на BBC или Deutsche Welle.
– Можете в двух словах описать главное впечатление последних 26 лет?
– В мире сегодня живет слишком много людей. Это не относится разве что к Сибири. Причем население неконтролируемо растет как раз в тех странах, которые сегодня уже населены слишком плотно. Например, в Кении в 1963 году проживало 7 миллионов человек, а сегодня – 42 миллиона! Представьте только, что население Земли увеличивается в год на 80 миллионов человек. Африка примерно через тридцать лет вырастет с нынешнего миллиарда жителей до двух с половиной! В большинстве стран, и Россия в их числе, люди хотят завтра жить лучше, чем сегодня. Но для этого не хватает природных ресурсов (вода, древесина, пастбища, энергия и т.д.). Взгляните на проблемы с водными ресурсами в Африке и в Китае.
– Есть ли место, страна или город на пути вашего следования куда бы хотелось заехать еще раз?
– Я бы отправился еще раз в Южную Америку и Африку, чтобы посмотреть на дикую фауну, а также проехать из Якутска в Магадан.
– А места, куда бы вы не вернулись ни за что?
– Нет, таких просто не существует.
Источник:
17 комментариев
8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена8 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена