Секреты кино. Иван Васильевич меняет профессию
Кадр 01
Фильм "Иван Васильевич меняет профессию" мы все видели неоднократно, тем более будет интересно - что такого хитрого проскочило незаметного, но важного для понимания, как работает язык кино.
Оказавшись в царских палатах проныра Жорж Милославович и недалекий управдом Иван Васильевич Бунша устраивают пир — тот самый, где в числе самых исключительных позиций меню громогласно объявлена «Икра заморская, баклажанная».
А теперь вспомним эти несколько кадров.
Вот управдом Бунша, выпав из советского продуктового аскетизма в царское изобилие, алчно тянется к какой-то невиданной халявной вкуснятине.
Кадр 02.
И мы ждем в следующем кадре кулинарную удачу управдома.
И действительно, следующим кадром — подхватывающее движение крупного плана руки с не по-советски дорогим перстнем…
Кадр 03.
… но достает она — тощенькую кильку из обычной советской консервной банки и с видимым удовольствием ее ест!
Кадр 04.
Тонкий переход «по движению» — не просто демонстрация умения применить непростой прием сохранения движения на стыке двух кадров. Переход нагружен несколькими смыслами:
— соблюдено неразрывность действия по принципу «а в это время» — не смотря на очевидный парадокс происходящего в двух разных «временах»;
— на рифмованном движении руки сюжет плавно переходит из одного эпизода в другой, получая ускорение, в следующем кадре рука идет вверх, визуально подхватывая сюжет и продолжая повествование;
— подчеркивается еще один парадокс — обычный советский гражданин как царь и царь, как обычный советский гражданин; парадокс подчеркивает комизм происходящего.
Есть еще один нюанс.
Настоящее искусство четко определяется одним неспешным, но точным признаком — оно переживает свою эпоху: о нем будут говорить потомки современников автора.
В этом прекрасном критерии есть существенная уязвимость - контексты времени, в котором было создано произведение, и которые уже необходимо объяснять молодым поколениям зрителей - не заставших советских реалий.
Леонид Иович Гайдай на опыте одного из первых своих фильмов знал, насколько опасны прямые сатирические высказывания в сторону происходящего в стране, и, тем не менее, не упускал случая проявить свой сарказм.
Советские продуктовые магазины обычно имели неширокий ассортимент, иногда на полках можно было увидеть только ту самую кабачковую икру и — кильку!
Килька была всегда во всех ее видах и вкус ее откровенно навяз, но, в отсутствии выбора, часто именно она становилась настоящим спасением стола. Именно поэтому килька была, видимо, единственной едой в небогатом доме героя фильма молодого инженера Шурика.
И реплика о заморской, но баклажанной икре — это, как раз и есть одно из таких проявлений.
И вот этот двойной сарказм всегда вызывал такой же саркастический хохот в залах. Публика одобрительно воспринимала такие шутки, а после фильма к баклажанной икре намертво прилипло определение «заморская», а килька на столе вызывала эпитет «царский обед».
Кадр 05.
Еще одно поступление в копилку киногурманов и киноэстетов.
Царь вышел на балкон:
- Лепота!
В этом кадре режиссер, несомненно, отвесил уважительный поклон другому режиссеру, сравните этот кадр с другим - из фильма "Иван Грозный" С.Эйзенштейна.
К сожалению, карма моя еще мала, чтобы вставлять видео, по ссылке можно увидеть разбор еще одного вкусного эпизода из фильма:
https://youtu.be/kY8j4VfgNp4
На этом наш воскресный выпуск завершен, буду рад вашим впечатлениям!
Спасибо!
22 комментария
7 лет назад
БСП я прочитал с большим удовольствием.
Не бросай - ты один тут такой.
Не в карме шчастье.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Кстати, мода сокращать всё до аббревиатур доходит уже до маразма. "Ветераны Великой Отечественной войны" становятся "ветеранами ВОВ", а у некоторых "Герой Советского Союза" становится "Героем СС".
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена7 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена