Все что вы хотели знать о драг-рейсинге в высшей лиге
Идея на первый взгляд предельно простая — едь по прямой. Но на самом деле все не так просто…
1. Подготовка
Первое и самое важно, даже не машина, а сам трек. Подготовка трека одно из самых сложных и важных приготовлений к заезду — очень важно чтобы машины не потеряли зацеп не только на старте но и на протяжении всей трассы. Для этого трассу покрывают специальным раствором из клея и битума, а если какая то машина прольет масло или жидкости из трансмиссии, то трек придется по новой обрабатывать.
Перед каждым заездом член команды со специальным прибором (track meter) тестирует полотно трека. Прибор состоит из самого прибора и Т-образной ножки на которой закреплен кусок резины, по составу похожей на слики. Ногой человек наступает на прибор и руками заживает кнопки — прибор вращает резинку и выдает показания. Эта информация позволит настроить дифференциал и сцепление.
2. Подготовка к заезду
Но еще до того ка отжечь бернаут вам предстоит завести свой нитрометановый драгстер. Но это не так просто — смесь нельзя просто поджечь как бензин или даже спирт (этил используется в Alcohol драгстерах). Нитрометан состоит из 90% нитрометана и 10% окислителя, чаще всего этил или закись азота. Нитрометан в 2.3 раза мощнее бензина при одинаковых условиях, кроме того он уже содержит свой собственный окислитель, так что ему не нужно так много кислорода. Но самая большая проблема это то что нитрометан горит очень медленно, что является большой проблемой при старте. По этому мы часто можем видеть как члены команды подбегают и засовывают бутылку с жидкостью прямо в нагнетатель. Мотор начинает кашлять и выбрасывать белый дым, потом дым сменяется языками пламени, а звук мотора становится более глубоким… да вы правильно догадались — это бензин.
Как только пилота пристегнули в машине, он видит только вперед и немного по сторонам. Так что после бернаута его возвращают в нужную (по мнению шефа команды) точку для идеального зацепа. Так же вы можете видеть как с недавних пор в моду вошло обтирание колес перчатками чтобы избавить их от кусков налипшей резины или не дай бог влаги.
Перед стартом команда делает последний осмотр и достает небольшой штырь из нагнетателя. Этот штырек ограничивает работу дросселя для того чтобы во время бернаута не получить полную мощность и не нагреть нагнетатель. В это же время команда включит запись всех логов в моторе и переключат диф и сцепление из режима бернаута в режим гонки.
3. Подготовка к старту
И вот наконец мы подходим к стартовой линии. Член команды и пилот общаются только им понятными жестами и у всех они индивидуальны, потому что на этом этапе вы можете играть с психикой противника. Постой в предстартовой позиции чуть подольше и противник занервничает. Обычно никто не хочет подъезжать к старту первым, но если запрыгнуть на старт очень быстро то отсчет для второго противника начнется сам собой и он может замешкаться в своей тактике.
Так же на светофоре 2 предстартовые лампочки. Одна гаснет когда вы пересекаете линию готовности, вторая теоритическая линия фальстарта. Если стать слишком далеко то у вас .400 секунды для реакции, но если стать ближе то у вас меньше расстояние до финиша, но больше вероятность фальстарта — решать вам.
Как только обе машины выровнялись судья — стартер нажимает кнопку на пульте и отсчет начинается. Все три желтых лампочки на елке гаснут и загорается зеленая. Время между угасанием желтой лампочки и загоревшейся зеленой .400сек это то время за которое NHRA видит идеальный старт, в любом случае теперь все дело только в реакции пилота и временем когда загорится зеленая лампочка и передние колеса пересекут стартовую линию. Идеальное время старта .000 но в реальности топ пилоты стартуют от .022- до .115. Для сравнения веки на ваших глазах смыкаются за .033сек, чтобы вы понимали насколько они быстрые.
Как только педаль газа нажата до пола 10000 очень злых лошадей вырываются на свободу. Пилот испытывает перегрузку в 8G на старте и 4g на протяжении всей гонки. Все это время пилот борется с машиной чтобы она ехала максимально прямо. Каждый раз когда топливо загорается в цилиндре выхлопные газы вырываются с такой силой что толкают машину. Если один из цилиндров пропустит свое зажигание то противоположный неизбежно толкнет машину в противоположном направлении. Это бело-желтое пламя что вырывается из выхлопа — горящий водород. Когда нитрометан загорается в смеси с кислородом в камере сгорания этого 8.1 литрового мотора образуется водород который загорается по выходу из коллекторов.
4. Даже если все хорошо, все может поити плохо
Катастрофа может произойти при любом зажигании нитрометана в цилиндре. К примеру свеча расплавится и не подожжет цилиндр. И смесь соберется в цилиндре, гидрозапор не выключит мотор и топливо взорвется от сжатия. Мощности взрыва вполне хватит чтобы оторвать голову цилиндров, подбросить машину в воздух, нанести сотрясение пилоту и даже взорвать задние колеса (если шрапнель из осколков не сделает это раньше), а если смесь вытянет обратной тягой в нагнетатель то она может попросту оторвать компрессор от блока.
Но если ничего из этого не случится то Funny Car способен проехать квотер за 3.8 секунды с 531км\ч на выходе. Или Top Fuel за 3.7 со скоростью 539км\ч на выходе.
Теперь нужно остановить машину. А это не так просто по скольку она все еще едет на скорости 400км\ч при 4G. Тормоза тут не помощники. Для этого есть парашют, что хорошо, но раскрытый парашют создает тягу в 7G в противоположном движению направлении. Но зато теперь скорость снизилась до разумной и теперь можно тормозить тормозами.
Так же парашют может помочь если во время гонки что то поидет не так, к примеру машина начнет вилять и потеряет зацеп — парашют поможет ее выровнять. Да вы проиграете гонку, но зато сохраните машину.
5. Разобрать и собрать за 40 минут
После того как пилот выполнил свою работу, машину нужно оттащить в падок, достать мотор, перебрать его и собрать обратно.
Под перебрать подразумевается снять головы, нагнетатель, топлевные линии, валы и поршни, достать сам блок, проточить его или вовсе заменить.Сцепление нужно проточить, парашюты сложить, все собрать обратно и прогреть перед следующим заездом. По регламенту на это дается 40 минут, иначе ваш соперник получит победу автоматом.
Один заезд Top Fuel или Funny Car на 1000 футов (304метра) стоит примерно 4000$ и это если ничего не сломается.
Куда же деваются монеты? по порядку — нитрометан стоит около 40$, так что драгстер на холостом ходу сжигает 60$ в минуту), каждая свеча стоит около 8$, а их 2 на цилиндр и естественно они одноразовые. Медные прокладки под голову — 200$ с каждой стороны и они одноразовые. Колеса стоят 900$ штука и их хватает на 4-6 заездов. И сами детали тоже получают износ.
Вы спросите как могут существовать частные команды… ну на самом деле их не так много. К примеру Leah Pritchett была на спонсорстве своей семьи и стала самой быстрой пилоткой в NHRA в Top Fuel она заехала 3.654 со скоростью 534км\ч, на тестах. (сейчас ее к стати спонсирует не безызвестный Кен Блок и она едет под логотипами Hoonigan). Был такой мужик John Force — ездил за свой счет на Funny Car и победил 16 раз подряд до того как его взяли на спонсорство сами NHRA.
Нет ничего похожего на гонки нитрометановых драгстеров, вы постоянно балансируете на острие идеальной линии и полной катастрофы. По этому каждый раз когда Top Fuel сотрясает землю своим мотором на старте собирается толпа.
Источник:
9 комментариев
6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена5 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена6 лет назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена