Золотые и не только: что в православии обозначают цвета куполов?
Даже далекие от религии люди, разглядывая величественные православные храмы, порой задумываются над тем, почему их купола разных цветов. Какими правилами принято руководствоваться при выборе цвета?
Цвет купола собора или церкви – это не вопрос красоты, а признак посвящения сооружения. Эти специфические навершия, пришедшие из Византии, сами по себе уже символ веры. Чаще всего их делают позолоченными, поскольку позолота в православии символизирует собой небесную славу. По этой причине именно такие купола у ключевого храма современности – Христа Спасителя. В соответствии с первоначальным замыслом золотыми они были и у храма Покрова Божией Матери, больше известного как собор Василия Блаженного.
Что интересно, в других религиях золочение не используется. А для православных этот металл символичен как проявление нетленности, вечности, властности. Отсылкой к этому даже является факт преподнесения младенцу Иисусу даров волхвами. В их перечень входило и золото.
Синий, зеленый, черный
Голубые или синие купола выступают подтверждением того факта, что сооружение посвящено Богородице. Именно небесно-голубой свидетельствует о непорочности, невинности, чистоте, святости.
Зеленые купола – это посвящение Святой Троице, поскольку в православии именно этот цвет считается цветом Святого Духа. Он также может говорить о том, что храм посвящен определенному святому либо святой. Это подтверждают посеребренные либо серые навершия.
Несмотря на мрачность, встречаются и черные маковки. Это характерно для монастырей и расположенных на их территории построек, поскольку черный символизирует аскетизм, отказ от мирского и посвящение себя Богу.
Это общие традиции, а не строгие правила, что делает возможным и исключения.
Цветовая палитра культовых сооружений
Что касается цвета самого сооружения, то он в основном подсказывает, какому событию либо святому оно было посвящено. Белый – знаковый цвет. Он служит подтверждением того, что храм освящен в честь Вознесения или Преображения Господня. Голубой, как и в ситуации с куполами, свидетельствует о посвящении Богородице, а красный – мученику либо нескольким мученикам.
Желтый чаще всего подтверждает факт освящения в честь святителя, а зеленый – преподобного. Но если со знаковыми сооружениями традиции чаще всего соблюдаются, то в случае с небольшими приходами необходимо брать в расчет и их материальные возможности. В качестве ограничителя по оформлению выступает и климат. Помимо цвета каждый российский храм отличается мелкими и подчас незаметными глазу деталями. Научившись их видеть и отличать, можно открыть для себя послания архитекторов и строителей. И стать богаче если не духовно, то хотя узнать для себя что-то новое с позиции русской культуры.
Источник:
34 комментария
4 года назад
Потому что Иисус терпел, и нам велел. Бедные должны настрадаться на земле, прежде чем попасть на небеса. Страдания - это их пропуск в рай.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Только, вот ведь, засада, не так давно этими самыми "сирыми и убогими" было ЦЕЛИКОМ отжато всё имущество Церкви. И где оно? Где эти купола в позолоте и в берлинской лазури? Где сама позолота? Где МТС и кинотеатры в церквях? Где те церкви, которые являлись единственным архитектурно примечательным сооружением в селах и малых городах. Где они? Я скажу где - всё отжатое имущество, за редчайшим исключением, "сирые и убогие" благополучно сгноили, разорили, продали, что можно, за границу, проели и пропили, оставив после себя руины, ибо для них стало полной неожиданностью,что здания и сооружения требуют постоянного ухода и надзора. Так что, "поделить и раздать" это уже проходили.
Та же колоссальная благотворительная работа, которая ведётся Русской Православной Церковью никогда не выпячивается и выпячиваться не будет, несмотря какие бы инсинуации вокруг неё не возникали.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
До 1917 года РПЦ не являлась юридическим лицом и посему храмы НИКОГДА не принадлежали собственно церкви. После 1917 года Церкви было предложено взять культовые сооружения на баланс (ремонты, коммуналка, плата служителям, налоги). Что Церковь в мудрости своей оставила у себя, тем и владела весь советский период.
А вот непрофильные активы - землицу то есть (коей, скажем, у монастырей оставалось немало даже после секуляризации времён Петра и Екатерины Великих), хозпостройки, сельхозинвентарь - действительно "отжали". Ибо не фиг коммерцией заниматься, Богу надо служить!
Теперь вот именно церковь и "отжимает" храмы, в содержание которых она не участвовала. Пример Исаакиевского собора в этом смысле очень характерен.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаУдалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
Да ну???
Удалить комментарий?
Удалить Отмена