Америка заявляет о себе. Поход «Великого белого флота»
В конце XIX — начале XX вв. Соединённые Штаты находились в самой гуще международных событий.
Об укреплении позиций страны на мировой арене недвусмысленно говорили её территориальные приобретения: остров Гуам, Филиппины, Пуэрто-Рико уже стали опорными пунктами американской политики. Шло активное проникновение американцев в азиатские страны, прежде всего в Китай, где сходились интересы всех ведущих держав. Укрепление внешнего могущества страны шло рука об руку с наращиванием её экономического потенциала. Только в период с 1904 по 1907 гг. американские верфи дали жизнь 13 броненосцам, не говоря уже о кораблях других классов.
Всё это не могло не вызывать беспокойство молодой, но уже обладавшей солидными аппетитами Японской империи. Разгромивший флот России Императорский флот Японии начинал представлять серьёзную опасность на Тихом океане, прежде всего для Филиппин. Взаимное неприятие усугублялось результатами Портсмутского мира, закончившего Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Результатами этого договора японцы остались явно не удовлетворены. Положение американцев осложнялось ещё и их фактической неготовностью к войне: основные силы флота сша были сосредоточены в Атлантике. Да и не хотелось доводить дело до открытого конфликта.
Президент Теодор Рузвельт провожает флот из Хэмптон-Роудс
Тогда-то и зародилась у Теодора Рузвельта идея кругосветного похода целого флота линейных кораблей. Амбициозный президент справедливо полагал, что, только имея сильный флот, нация может рассчитывать на престиж и весомую роль на мировой арене. Задуманное должно было стать беспрецедентной в истории демонстрацией мощи и произвести ошеломляющее впечатление как на друзей, так и на возможных противников, прежде всего японцев. Однако американское командование волновало и то, насколько успешно флот справится с таким сложным путешествием. Фактически, это была ещё и грандиозная проверка на прочность, «чтобы все ошибки, промахи и недочёты всплыли в мирное время, а не военное».
Поход начинается. Южная Америка
16 декабря 1907 г. флотилия из 16 броненосцев покинула Хэмптон-Роудс. Проводить 14 000 моряков и морских пехотинцев пришли не только жители Виргинии, но и лично Теодор Рузвельт с борта президентской яхты Mayflower. Возглавлял направившееся в Южную Америку соединение флагманский Connecticut, на котором поднял свой вымпел контр-адмирал Робли Эванс.
Декабрь 1907 г. Начало похода. На переднем плане возглавляющий флотилию флагман USS Connecticut
После малопримечательной остановки на острове Тринидад американские корабли 12 января 1908 г. бросили якорь в Рио-де-Жанейро, первом крупном порту на своём пути. Правда, визит доброй воли был несколько омрачён малоприятным инцидентом. В одном из распивочных заведений, где вечером находились моряки, поспорили два портовых рабочих. Поспорили до того жарко, что один запустил в другого пивной бутылкой. К несчастью, пущенный снаряд миновал предназначавшуюся ему цель, но нашёл себе новую — матроса с Louisiana. Последующие события развивались с драматической быстротой: потасовка вскоре вылилась на улицу, а в ход пошли камни и кирпичи. Утихомирить конфликтующих удалось только с помощью полиции.
Тихий Океан
Вскоре поход продолжился. Относительно спокойно флот миновал Магелланов пролив, без каннибалов и ужасающих водоворотов, которыми, по слухам, кишели эти края. Зайдя ещё в несколько портов, путники направились на север, в Калифорнию, предварительно остановившись на месяц в заливе Магдалена для проведения учебных стрельб.
Надо сказать, что изнуряющей рутины в морском деле хватает. Жизнь моряков была похожа на бесконечную череду работ, караулов и учений. Но даже для тех, кто надрывал спины на палубах, жизнь не была такой тяжёлой, как у так называемой «чёрной банды» в котельных. Непосильный труд, высокая температура и грязь были их спутниками. Уголь правил бал на кораблях той эпохи. Сначала экипажи несколько дней загружали уголь на свои корабли, а потом несколько дней отмывали их от осевшей угольной пыли.
Калифорния встретила флотилию с невероятным восторгом. Города буквально боролись за то, чтобы «Великий белый флот» — так его назвали из-за выкрашенных в белый цвет корпусов — нанёс им визит. 14 апреля якорь был брошен в Коронадо, 18 апреля — в Лос-Анджелесе, а 6 мая — в Сан-Франциско. Везде гостей ждал королевский приём. Трёхмесячный поход по западному побережью США, по сути, был сплошным праздником, где и военные, и гражданские безостановочно веселились.
Флот прибывает в Сан-Франциско, май 1908 г.
В Сан-Франциско в составе группировки произошли изменения: с дистанции сошли Maine и Alabama, потреблявшие слишком много угля. На их место встали корабли Nebraska и Wisconsin. Также вынужден был закончить свой поход страдавший подагрой Эванс. Новым командующим стал контр-адмирал Чарльз Сперри, и с ним флот 7 июля 1908 г. отправился в бескрайний Тихий океан. Отдохнув и пополнив запасы в Пёрл-Харборе, 9 августа корабли зашли в новозеландский порт Окленд .
Восторженно встречала флот Австралия. 20 августа в Сиднее американцев приветствовала 250-тысячная толпа. И вновь гости пустились в нескончаемую череду увеселений, длившихся 8 дней. Однако визиту в Австралию придавалось и важное политическое значение: желавшие обзавестись собственным флотом, австралийцы весьма рассчитывали на поддержку со стороны американцев. Как бы то ни было, американские моряки в полной мере успели насладиться австралийским гостеприимством. Соперничал с Сиднеем в радушии и Мельбурн, аналогичным образом расстеливший ковровую дорожку перед гостями. Все эти празднества приятно трогали, но одновременно и сильно утомляли прибывших. Кто-то из матросов даже был найден в одном из сиднейских парков задремавшим на лавочке с табличкой: « Да, я очарован австралийцами. Да, ваш парк самый чудесный в мире. Но я устал и хотел бы вздремнуть. » И гостеприимный Сидней позволил бедняге отдохнуть.
У японских берегов
На Филиппинах большой свободы для личного состава не было: в Маниле свирепствовала эпидемия холеры. Поэтому пребывание здесь свели к минимуму и продолжили путешествие. На пути в Южно-Китайское море флот настиг страшный ураган. Вот, что вспоминали моряки: « Когда корабль попадал в промежуток между волнами, всё, что вы могли видеть — это верхушка его мачты. Затем наступала наша очередь, и мы падали в бездну. » Поговаривали даже, что одного из матросов волна смыла с корабля за борт, но другая подхватила и опустила его на борт другого корабля.
Впереди был важнейший этап, ради которого во многом и было предпринято всё путешествие, — Япония. Поразить японцев мощью своего флота, продемонстрировать возможность переброски морских сил в любую точку для защиты американских интересов, а одновременно и нанести визит доброй воли ради нормализации отношений — всё это было делом крайней важности. Предстоящему отводилось настолько важное значение, что адмирал Сперри вынужден был объявить, что только первоклассным и умеющим достойно держать себя людям будет позволено сойти на берег.
Японское население приветствует американских моряков в Йокогаме
18 октября 1908 г. под эскортом трёх эсминцев американский флот вошёл в Токийский залив и встал в Йокогаме. Японцы приняли гостей подчёркнуто торжественно и с большой помпой. Высших офицеров поселили в императорском дворце, а командиры кораблей были размещены в комфортабельном отеле Imperial. Приёмы следовали один за другим. Особо поразили гостей своим великолепием бал, данный премьер-министром Кацурой, и банкет у главнокомандующего японским флотом, адмирала Того. Пятьдесят тысяч японских граждан почтили гостей факельным шествием. А во время фуршета на борту броненосца Mikasa юные кадеты японского флота подхватили адмирала Сперри и под крики «банзай!» подбрасывали его в воздух. Ошеломлённый таким порывом, но с честью выдержавший это испытание, Сперри лишь оправил помятую форму с улыбкой.
Особо примечателен эпизод, когда во время одного из гуляний от фейерверков загорелась арка с развевающимся на ней японским флагом. Несколько американских матросов и морской пехотинец бросились к пылающей конструкции, после чего морпех взобрался по ней и спас флаг на глазах изумлённых японцев. Смельчаки тут же были окружены всеобщим восторгом, и эта история мгновенно разнеслась молвой.
Цель была достигнута. Американцы не только уверенно заявили о себе, но в дополнение к этому двум нациям удалось прийти к потеплению в отношениях. Пребывание флота США оставило у японцев доброе впечатление. Оно также стало прологом к заключённому вскоре соглашению Рута-Такахиры, решившему многие спорные вопросы на основе «статус-кво». Адмирал Сперри, ко всему прочему, показал себя ещё и способным дипломатом.
Маршрут экспедиции
На пути домой
Флот покидал Японию. Эскадра разделилась на две части — 8 кораблей посетили Китай, а остальные вернулись в Манилу для участия в практических стрельбах. После выполнения своих задач корабли вновь воссоединились на Филиппинах. Т еперь путь лежал в Индийский океан, на британский Цейлон . Оттуда корабли двинулись в Красное море и через Суэцкий канал в Средиземное. Пребывание экспедиции в Средиземном море совпало с катастрофическим землетрясением в Мессине. И хоть американцы не оказались так же близко к бедствию, как отряд русских кораблей контр-адмирала Литвинова, в ликвидации последствий катастрофы они тоже приняли участие. Особенно тяжёлым для них стало то, что в этой трагедии без вести пропала дочь американского консула.
Финальный этап плавания включал в себя заходы в несколько средиземноморских портов и в Гибралтар, который стал последним пунктом на пути к дому. Перейдя Атлантику, флотилия триумфально вернулась всё в тот же Хэмптон-Роудс дождливым днём 22 февраля 1909 г. Ликующие толпы тысяч соотечественников приветствовали вернувшихся домой, а общей радости не могла помешать даже прескверная погода. В числе встречавших был и президент Теодор Рузвельт, которому оставалось всего лишь две недели до истечения его полномочий.
«Великий белый флот», современный рисунок
Поход «Великого белого флота» стал настоящей вехой в истории военно-морского флота Соединённых Штатов. И уж точно самым грандиозным его предприятием в мирное время. Позади были 14-месячное плавание, 43 000 пройденных миль и более 20 посещённых портов на пяти континентах. Экспедиция имела и большое практическое значение: в результате такого сурового испытания были выработаны многие технические решения, впоследствии воплощённые на других боевых кораблях. О себе заявляла новая великая держава, твёрдо готовившаяся вступить в свои права. Во многих отношениях именно эта экспедиция американского флота стала поворотным моментом в сознании значительного числа современников. И как вспоминал один из участников похода: « Мы лишь хотели дать знать всему миру, что мы готовы ко всему, что они захотели бы выкинуть. Мы хотели показать миру, на что мы способны ».
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Источник:
2 комментария
4 года назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена4 года назад
--------------------------
США на рубеже,и пох.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена