Он знал, кого во Время Оно послать за Смертью
10 лет назад не стало Михаила Успенского
Советский и российский писатель, журналист, редактор, переводчик Михаил Глебович Успенский родился 29 ноября 1950 года в Барнауле (Алтайский край). Его отец, ветеран войны, Глеб Антонинович, работал начальником электроремонтного участка Электрохимического завода, а мать, Ольга Николаевна (урож. Трусевич), преподавала математику в школе. Но особое влияние на будущего писателя оказала его бабушка, чей жизненный опыт, характер и острое чувство языка серьёзно повлияли на воспитание Михаила, во многом определив его ориентиры.
«Всё закладывается в детстве. Однажды у нас в детсаду все дети отравились, некоторые со смертельным исходом... Бабушка у меня — дочь алтайского крестьянина, крепкого, из саратовских железнодорожных мастеровых столыпинского призыва. Она закончила реальное училище, блестящая память, все стихи из «Чтеца-декламатора» знала наизусть, а от неё выучил и я. И она твёрдо сказала: «Миша больше в садик не пойдёт». Естественно, когда появилась возможность перейти на литературные заработки, я испытал примерно такое же облегчение. Всё, Миша больше в ваш садик не ходок» (из интервью М. Успенского «Литературной газете», 2001).
Михаил Успенский с матерью у могилы отца
Успенский с детства любил читать. И среди авторов, которые помогли ему сформировать собственную манеру письма, он называл братьев Стругацких и Леонида Леонова.
В школе Михаил начал писать стихи: когда учился в 10 классе, состоялась его первая книжная публикация — стихотворение «Романсеро о гранадской тишине», посвященное памяти испанского поэта и художника Фредерико Гарсиа Лорки, вошло в красноярскую антологию «День поэзии. 1967»:
«…Тихо и страшно в Гранаде —
Луну из пушек разбили,
Тихо звенят гранатами
Чёрные автомобили.
Чёрные карабины
Тихо готовы к расстрелу.
Обычая не забыли —
Расстреливать на рассвете,
Чтоб кровь, как рассвет, растеклась
По горизонту гранатово...» .
Михаил в молодости
А ещё он был поклонником Станислава Лема (подробнее — здесь: Пан фантаст).
«— Знаю, что один из ваших самых любимых фантастов — пан Станислав Лем. За что его любите? Кстати, где-то я прочитал, что дед Михаила Успенского — поляк по национальности. Расскажите, как он попал в Россию?
— Не дед, а прадед, пан Александр Трусевич. Вроде бы сослали его в Сибирь за участие в восстании 1863 года. Одна-единственная фотография от него осталась — этакий седобородый патриарх с маленькой мамой на руках. А польский язык дался мне на удивление легко и быстро. Достаточно сказать, что трилогию Толкиена я прочитал ещё году в 1980-м именно на польском. Что же касается Лема, то, по моему мнению, это величина в мировой литературе не меньшая, чем Вольтер. Только вот Нобелевская премия почему-то достается не ему, а кому попало... А посмертно её не дают...» (из интервью М. Успенского Владимиру Ларионову для книги «Беседы с фантастами» (2008), февраль, 2002).
Михаил Успенский и Владимир Ларионов, Ассамблея «Портал», Киев, март 2008 г.
«Чистый» реализм Михаила не привлекал. Он считал, что «описывать то, что есть, — самое непродуктивное занятие». Интересовали же его латиноамериканские магреалисты, включавшие магические или мистические элементы в канву реалистического повествования.
«Я очень сильно увлекался Борхесом... Маркес, естественно. Если читать латиноамериканских писателей-коммунистов, на их фоне он очень хорошо выглядел. Вообще в 1970-е гг. книги выбирались так: заглядываешь в предисловие. Если прогрессивный — г...о, если заблуждался — скорее всего ничего» (из интервью «Литературной газете»).
После армии Успенский закончил отделение журналистики Иркутского Государственного университета им. А.А. Жданова (ныне — Иркутский государственный университет/ИГУ). После его окончания работал электриком и художником-оформителем. Затем, в 1977 году, переехал в Красноярск, где устроился на работу на краевое ТВ, был также корреспондентом «многотиражки» Красноярского автозавода (КрАЗ) и приложения «На объектах агропрома» к газете «Красноярский рабочий». Там он познакомился с журналисткой Нелли Раткевич, которая затем стала его женой. У них родилась дочь Станислава.
Михаил Успенский с женой Нелли
Уже будучи профессиональным писателем, работал политическим обозревателем в красноярской газете «Комок».
«Когда-то я печатался в газете под названием «Комок» — был такой еженедельник, просуществовал лет 15. Хозяин его благополучно профукал, хотя была ведь хорошая газета. А сейчас ко мне просто никто не обращается, чтобы я писал. Да и к современной журналистике я отношусь с большим презрением, потому что в неё пришли ребята, которые не знают, что такое сектор печати, что такое выговоры и так далее, но уже с рождения знают, что можно писать, что нельзя» (из интервью М. Успенского журналу «Мир фантастики», №4, 2011).
Поэтому, «набив руку» на журналистике, Михаил переключился на написание рассказов и юморесок, которые с 1978 года стали печатать в местных изданиях, а также центральных газетах «Московский комсомолец», «Литературная Россия», «Литературная газета» и журналах «Смена», «Юность», «Огонёк».
А в 1984 году он начал было сотрудничать с восходящей звездой советской эстрады Геннадием Хазановым. Казалось бы, перспективы открываются самые радужные, но, поразмыслив, писатель отказывается от карьеры сатирика.
«Однажды Геннадий Викторович взял меня на гастроли, подзаработать. Я и ещё 2 литератора читали свои вещи между его выходами, чтобы он мог передохнуть. Было 16 концертов, Хазанов взял с собой 32 рубашки: после каждого отделения он выходил со сцены совершенно мокрый. Тогда я увидел, какая это тяжёлая работа — эстрада. С тех пор я этих ребят очень уважаю, но сам на сцену не лезу» (из интервью М. Успенского Дмитрию Ермольцеву, «Новая газета», 2012).
А в 1988 году в Красноярском издательстве тиражом аж 30 тыс. экз. вышла его дебютная книга — сборник из 19 ранних (1981-88) сатирических рассказов и повести «Устав соколиной охоты» (обозначенная автором как «лубочный детектив») под общим названием «Дурной глаз».
Рассказы Успенского той поры проходили «по ведомству» юмористики и, как правило, не имели отношения к традиционной НФ со всей её привычной машинерией. Однако фантастика здесь присутствовала — прежде всего, в виде гиперболы, в роли увеличительного стекла.
«Фантастику я писал с детства. А журналистику выбрал по одной простой причине: мне показалось, что там самая лёгкая программа. Такое облегченное филологическое образование, где ничего не нужно учить» (из интервью «Миру фантастики»).
Через 2 года в приложении «Библиотека „Огонька“» появился его сатирический же сборник Михаила «Из рассказов Семёна Корябеды». Скромный объём — 48 стр. карманного формата на скрепке — компенсировался запредельным по нынешним временам стартовым тиражом: 150 тыс. экз.! В том же году, уже отдельным изданием, вышел его роман «Чугунный всадник» — фантасмагорический памфлет на советскую действительность, в котором автор высмеивает всё то общество — политическое устройство, силовые структуры, науку, литературу, быт и т.д. («В неком Заведении, возглавляемом Кузьмичём Никитичем Гегемоновым, основываясь на великом учении кузьмизма-никитизма, идёт борьба со смертью, за всеобщее бессмертие»).
Позднее печатался в сборниках «Музей человека» и «Нечеловек-невидимка» московского книжного издательства «Текст».
В 1994 году был издан роман «Дорогой товарищ король»: «В неведомом Замирье, где едят икру птицы Шарах и гоняют гавриков, стоит столица королевства Листоран — славный город Макухха. И есть у местных традиция — брать в короли кого-то из нашего мира. Что случиться с королевством, когда королём там посадят очень среднего секретаря обкома могущественнейшей из партий?».
Впервые роман увидел свет на страницах минского журнала «Фантакрим-MEGA» и принёс автору жанровую премию «Странник-95».
Тексты Успенского сразу обратили на себя внимание его особым иронично-сатирическим взглядом на современное общество, который сохранился у него навсегда.
Большое значение в формировании творческих пристрастий начинающего писателя сыграли клубы любителей фантастики (КЛФ) и его многолетнее участие в деятельности литературных семинаров — особенно семинара Бориса Стругацкого, который назвал затем Успенского самым остроумным писателем фантастической «новой волны», заявившей о себе в 1980-е гг.
Посещает Михаил и литературные семинары в пос. Малеевка (Московская обл.) — «Малеевские семинары», — которые были советскими съездами научной фантастики. Первый из них состоялся 10 ноября 1982 года и собрал 26 человек из 21 города. Среди руководителей семинаров были Дмитрий Билёнкин (подробнее – здесь: Сила Сильного) и Геннадий Прашкевич (подробнее – здесь: Писатель с «весенним» отчеством). Там Успенский участвовал в обсуждениях рукописей, заводил знакомства. Чувствовать себя своим среди участников ему помогало ещё и то, что, помимо русского, он неплохо владел английским и польским языками: на пике перестройки даже выступил в роли переводчика — ему принадлежит перевод романа Роберта И. Говарда (подробнее – здесь: Короткая Говардовская Эра) о Конане-варваре «Час дракона»/The Hour of the Dragon, включенный в одноименный сборник 1990 года, правда, почему-то с польского, а не с английского оригинала.
А затем вышла юмористическая трилогия Успенского о приключениях богатыря из Многоборья Жихаря и его побратимов — петуха Будимира, Принца-без-Имени (короля Артура/Яр-Тура), мудреца Лю из Чайной страны, кентавра Китовласа — в поисках Полуденной Росы (дабы разорвать вечное колесо времени), Смерти, покинувшей Многоборье, и многих других: «Там, где нас нет» (1995), «Время Оно» (1997), «Кого за смертью посылать» (1998), которая принесла автору широкую известность и популярность.
«Первоначальная идея была что-то вроде русской «Алисы», условное фольклорное пространство, в котором действуют ожившие идиомы. Ну, например: князь образуется из грязи. Среди вятичей, кривичей, гораздых лечить скотину ветврачей, весёлых бонвиван и рудознатцев-колчедан живёт племя многоборцев, им никто не княжит, многоборцам это надоело, они все дружно плюнули на землю, замесили грязь, она вскипела, и в ней зашевелился князь, который тут же стал их строить. Я как-то раз, без всякой даже мысли о публикации, просто сел сочинять такую историю — и понеслось. Жихарь — это вообще-то я, если скромно» (из интервью «Литературной газете»).
Главный персонаж вбирал в себя черты былинного добра молодца, сказочных Ивана-дурака и Ивана-царевича, пушкинского Балды и гоголевского Вакулы и ещё много всего — исторического, литературного и вполне современного. Успенский вовсю экспериментировал, сближал миры, прокладывал новые тропы.
Позже Михаил написал ещё 2 книги о том же мире, но уже с другими героями: «Белый хрен в конопляном поле» (действие происходит в той же стране и городе, но с другими героями и несколько столетий спустя, 2001) и «Невинная девушка с мешком золота» (место действия то же, время ближе к эпохе Петра I, 2005). Однако они были встречены читателями и критикой гораздо прохладнее, а попытка спрямить углы и заменить фольклорную составляющую контекстом современного иронического детектива в жанре альтернативной истории в «Трёх холмах, охраняющие край света» (2007) и вовсе окончилась неудачей.
Да и отечественные фантасты не раз затем пытались воспроизвести стиль трилогии про Жихаря, повторить её успех, но одним не хватало живой наблюдательности Успенского, другим — его эрудиции, третьим — чувства слова, а большинству — всего этого одновременно.
Большую популярность обрели и книги Успенского, написанные им совместно с Андреем Лазарчуком. Началось их сотрудничество с романа «Посмотри в глаза чудовищ» (1997) — этакого гибрида альтернативной истории, авантюрного фэнтези и ироничной конспирологии. По выражению одного из соавторов это был «интеллектуальный детектив, где очевидное вроде бы событие неожиданно предстаёт совсем в другом свете».
Удивительно, но знакомство Михаила с земляком и коллегой Лазарчуком произошло далеко от Сибири — на одном из съездов фантастов в пос. Репино под Санкт-Петербургом, учитывая, что в 1980 гг. Красноярск мог похвастаться обширным сообществом фантастов, включавшим Олега Корабельникова, Александра Бушкова, Сергея Федотова, Леонида Кудрявцева, Евгения Сыча и других. У писателей завязалась дружба, а во 2-й половине 1990-х гг. началось и соавторство.
Андрей Лазарчук и Михаил Успенский
«Всё началось это с того, что я прочитал «Маятник Фуко» Умберто Эко и вдруг обнаружил, что там нет ни одного факта, которого я бы не знал раньше. И такой, так сказать, наш ответ лорду Керзону задумал. Пошли мы с Лазарчуком за грибами, поскольку, значит, собирание грибов есть сакральный акт. Пошли мы ещё на гору, где поселение древнейших людей было. Подъём на гору тоже сакральный акт. И как раз тогда нам пришла в голову, значит, эта идея всю оккультную историю XX века изложить. И стали мы думать — кого сделать героем. Значит, перебирали и Леонида Андреева, и более мелких персонажей того времени. И вдруг Андрею счастливо пришёл на ум Гумилёв, и всё выстроилось мгновенно. Эта фигура всё объединяла…» (из интервью М. Успенского Марии Галиной в авторской программе о фантастике «Орбитальная станция» на «Литературном радио», 02.05.2009).
На самом же деле роман имел мало общего с «Маятником…». Главный его герой Николай Степанович Гумилёв, тайно спасённый от расстрела тайным же орденом «Пятый Рим», получает пилюлю бессмертия, развивает магические способности и становится свидетелем, а также активным участником событий, определивших историю человечества в XX столетии.
Подобно многим полным людям, Михаил поначалу производил на посторонних впечатление человека мягкого и флегматичного, даже сонного, однако на самом деле обладал бодрым парадоксальным умом и мгновенной реакцией, и никогда не лез за словом в карман. Поначалу любителей фантастики удивляло, как сумели сойтись Успенский, заслуживший репутацию острослова и весельчака, и Лазарчук, с его мрачными апокалиптическими фантазиями типа «Солдаты Вавилона», «Транквилиум», «Все, способные держать оружие» и др. Между тем соавторы на редкость органично дополняли друг друга.
Затем последовало ещё 2 их романа, продолживших первоначальную идею: «Гиперборейская чума» (1999) и заключительная часть трилогии «Марш экклезиастов» (2006), написанная уже после переезда Лазарчука в Санкт-Петербург, при участии Ирины Андронати, «в 6 рук».
«Загадок в истории столько, что на 3-х возах не утянешь. Есть где копать, есть о чём писать. Жалею, что пошёл учиться на журналиста, а не на историка. Поэтому сейчас приходится добирать. Чтобы не писать про «атаку конных арбалетчиков». Пишут же о Древней Руси, но не знают, что «боярский сын» не одно и то же, что «сын боярина», а «дьяк» и «дьякон» — 2 совершенно разных человека, занятых совершенно разными делами. И многое в современности становится понятным. Например, в своё время уникальнейшая, утончённая исламская цивилизация была сокрушена вшивыми безграмотными европейскими баронами-крестоносцами и немытыми кочевниками — и только теперь наступает реванш. Но нынешним политологам такое и в голову не придёт. И таких параллелей можно найти в истории множество. История вся — крипто. Но без тайны жить неинтересно» (из интервью М. Успенского «Независимой газете», 2002).
Последним большим совместным проектом соавторов стала трилогия «Весь этот джакч». В ней Успенский и Лазарчук рассказывают о событиях, которые разворачиваются на планете Саракш, придуманной Стругацкими для повести «Обитаемый остров», но не с точки зрения пришельца из коммунистического мира Полудня, а с позиции людей, родившихся и выросших на изуродованной войной планете.
«Это честная попытка заполнить те лакуны, которые оставались в «Обитаемом острове». Скажем, почему при таких методах воздействия на сознание в городах была преступность? Почему не было мотивирующих программ по ТВ, а только унылый шизофренический и параноидальный трип? Ведь те, кто распоряжался башнями, знали все их особенности — но при этом их не использовали. Ну вот, отсюда мы и станцевали: 15 лет до ликвидации башен, неделя во время ликвидации, 5 лет после ликвидации» (из интервью А. Лазарчука Анатолию Кишу, редактору интернет-издания «Новгородский портал»).
Увы, Успенский так и не увидел опубликованными ни одну из частей трилогии — романы «Соль Саракша» и «Любовь и свобода» были издали только в 2016 году. А 3-я часть, «Стеклянный меч», написанная Лазарчуком сольно на основе совместных наработок, увидела свет лишь в 2017 году.
Участвовал Успенский и в немногочисленных межавторских проектах, в том числе — «Миры братьев Стругацких. Время учеников», для которого он сочинил повесть «Змеиное молоко» (1996) — по мотивам повести АБС «Парень из преисподней» (1974).
В 1996 году Михаил принимал участие и в создании альтернативно-исторического романа-буриме «Последний полёт “Варяга”» (его главы 2,7,8), который сочиняли ещё 4 автора: Лазарчук, Бушков, Федотов и Леонид Кудрявцев. Роман этот завершён не был, но фрагменты текста сохранились и были затем опубликованы Лазарчуком в интернете.
«Зачин такой: Ломоносов изобрёл устройство, которое отсеивало негативное воздействие на историю. В итоге году к 1904-му у России уже был космический флот. Но мы эту историю так и не дописали. Заглохло всё из-за того, что участвовало слишком много людей. Вернёмся ли когда-нибудь к ней? Не знаю, может быть. Сейчас просто так много всего этого написано: все эти реваншистские мечты, что Сталин договорился с Гитлером, и они всех на уши поставили. “Какой могла быть Россия, если бы власти знали, с какого конца за ружьё браться”…» (из интервью М. Успенского «Миру фантастики»).
В 1996 году писателя пригласили в Германию, где он прочитал по университетам курс лекций о русской литературе. По возвращении Михаил описал впечатления от поездки в документальном цикле «Наш вояж. Путевые заметки» (1997).
А в 2010 году вышел роман Успенского из межавторского же сериала «S.T.A.L.K.E.R.» «Остальное — судьба» («В Зоне тоже есть своя аристократия. И один из самых ярких её представителей — молодой, и, как говорят, удачливый и неуязвимый сталкер Маркиз, не принадлежащий ни к одному из кланов, который не ищет артефакты и не гоняется за Счастьем, а спасает от смерти других — и вольных старателей, и военных, и миротворцев, и туристов»).
Писатель был лауреатом десятков жанровых премий. Так в 1993 году был награждён личной премией Б. Стругацкого «Бронзовая улитка» за повесть «Чугунный всадник»; в 1995 году — 2-я профессиональными премиями «Странник-1995»: за повесть «Дорогой товарищ король» и роман «Там, где нас нет» (кроме того, роман получил специальные премии «Меч в камне» за лучшее произведение в жанре фэнтези и приз Международного фестиваля юмора и сатиры «Золотой Остап» за юмористическую фантастику); в 1999 году — «АБС-премией» братьев Стругацких.
Михаил Успенский с премией «Золотой Остап», 1995 г.
«Получать премии всегда приятно, хотя бывают издержки. Так, вёз я как-то из Питера сразу 2 статуэтки премий — «Странников» с мечами и посохами, а один из них возьми да и пропори мечом флакон с шампунем... Весь рюкзак залил! А ещё нет у меня ни «Аэлиты», ни «Урании» (очень красивые призы), так что стимул есть!» (из интервью М. Успенского «Независимой газете»).
Михаил Успенский с премией «Странник», 2005 г.
К позднему периоду творчества писателя относятся романы в жанре альтернативной истории «Три холма, охраняющие край света» (2007) и «Райская машина» (2009), а также мифологическая серия «подростковых» романов о приключениях мальчика из реального мира во вселенной «Жихарианы»: «Богатыристика Кости Жихарева» (2013) и «Алхимистика Кости Жихарева» (2014).
Писатель был полон творческих планов.
« — Собирались делать мультфильм про Жихаря, но пришёл Михалков и забрал все деньги на «Утомленные солнцем-2»…
Теперь хочу написать роман о Сибири обезлюдевшей: население переселено в Европейскую часть России, а здесь лишь качают нефть и перевозят грузы по Транссибу» (из интервью М. Успенского Татьяне Шокаревой, портал KP.RU, декабрь 2010).
Но 13 декабря 2014 года Михаил Глебович Успенский умер у себя дома, на 65-м году жизни. В последние годы жизни у него диагностировали сердечную недостаточность, высокое давление, тахикардию. Вдова писателя Нелли сообщила: «Михаил Глебович скончался во сне».
«Умер он легко — лёг спать и не проснулся. Бог не каждому такое дарит. Это надо заслужить. Писателей таких в России — раз-два и обчёлся, а в Красноярске и того меньше» (Алексей Бабий, друг писателя, руководитель Красноярского отделения общества «Мемориал»).
Прощание прошло 16 декабря в Союзе журналистов Красноярского края, похоронен писатель на Аллее Славы Бадалыкского кладбища Красноярска.
29 ноября 2020 года, в день, когда писателю исполнилось бы 70 лет, завершился, проходивший 3 дня, I Всероссийский фестиваль фантастики памяти Успенского, организованный Красноярским Домом искусств. С тех пор фестиваль проходит в эти дни ежегодно. К участию в нём приглашают авторов старше 18 лет, независимо от литературного стажа, количества публикаций, вышедших книг и полученных премий. И даже ранее не опубликовавших своих произведений. Конкурс проводится в номинациях: «Малая проза» — прозаическое произведение в жанре фантастики (не более 15 стр.), «Фантастическая сказка» — произведение в жанре фантастики (не более 8 стр.), «Публицистическое произведение о фантастике (статья, рецензия, эссе)» (не более 8 стр.).
А в 2021 году в память о писателе издательство «Престиж Бук» (Москва) выпустило книгу «Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет». Она была написана ещё в 1970-е гг. Успенским, Корабельниковым, Федотовым и Виталием Шлёнским в жанре «русской литературной сказки». Повесть эта сочинялась авторами для себя и людей своего круга, и была издана тогда в виде 4-х (!) самиздатовских копий. Долгие годы текст считался утраченным, однако затем, чудесным образом, был найден 1 экземпляр! Книга была издана в оригинальной авторской редакции и иллюстрирована большим количеством рисунков, созданных специально для неё красноярским художником и дизайнером Виктором Милованцевым.
1 марта 2022 года в г. Зеленогорск (Красноярский край) открылась библиотека, которая носит имя М.Г. Успенского.
А 26 ноября 2022 года, в рамках проекта «Наследие Красноярского края», на доме №3А по ул. Академика Киренского, где Успенский жил с 1989 года, был установлен памятный знак. На открытии присутствовали родные, друзья, писатели, представители министерства культуры края, Дома Искусств, общественники и жители. На доске есть QR-код, который после сканирования перенаправляет на страницу портала Красноярского края с информацией о писателе.
Награды и премии:
1983 — «Золотой телёнок» — премия, учреждённая в 1970 г. редакцией «Литературной газеты» («Клуба 12 стульев»). Присуждается ежегодно за лучшие сатирические и юмористические произведения, а также рисунки и карикатуры, размещённые в рубрике «Клуб 12 стульев». Название её является отсылкой к одноимённому роману И. Ильфа и Е. Петрова. Лауреатам выдаётся диплом, некоторое время премия включала также и денежную сумму. Изначально премия называлась призом («Золотой телёнок», «Серебряный телёнок» и «Бронзовый телёнок»). Победителей выбирало жюри в составе: кинорежиссёр Леонид Гайдай, писатели Фазиль Искандер и Леонид Лиходеев, народные артисты СССР Леонид Утёсов и Аркадий Райкин и др., под председательством администратора клуба Виктора Веселовского.
Премия «Бронзовая улитка» — присуждалась по итогам года: за лучшую фантастическую публикацию крупной формы (роман), средней формы (повесть), малой формы (рассказ, новелла), а также за лучшее критико-публицистическое произведение, посвященное проблемам фантастики. Учреждена в 1992 г. А. Сидоровичем, А. Николаевым и Б. Стругацким. Председателем и единственным членом жюри премии являлся Б.Н. Стругацкий. Шорт-лист премии совпадал с шорт-листом «Интерпресскона» и формировался на основе голосования номинационной комиссии «Интерпресскона». После смерти Б. Стругацкого было принято решение, что с 2013 г. премия вручаться не будет. А на «Интерпрессконе-2014» А.Сидорович подтвердил, что премия прекратила существование, навсегда оставшись «премией Бориса Стругацкого»:
1992 — Номинация «Крупная форма» — «Чугунный всадник» (1990);
1998 — Номинация «Малая форма» — «Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» (совместно с Андреем Лазарчуком, 1997).
Премия «Странник» — международная премия, присуждаемая за лучшие русскоязычные фантастические произведения вне зависимости от того, где они изданы. Учреждена в 1994 г. издательством «Terra Fantastica», компанией «Корвус» и корпорацией «РОССКО». В жюри входят профессиональные писатели, выбирающие лауреатов из лучших фантастических произведений предшествующего года. Премия вручается по номинациям: крупная форма, средняя форма, малая форма, перевод, критика, публицистика, литературоведение, редактор, составитель, художник, издательство. Раз в 2 года на конвенте «Странник» так же вручают жанровые премии «Мечи».
1995 — Номинация «Средняя форма» — «Дорогой товарищ король» (1994);
1996 — «Золотой Остап» — «Там, где нас нет» (1995);
1999 — Номинация «Крупная форма» — «Там, где нас нет» (1995);
2006 — Номинация «Юмористическая фэнтези» — «Белый хрен в конопляном поле» (2002).
«Мечи» — уникальные жанровые премии «Странника», не имеющие аналогов в мире. Вручаются раз в 2 года на фестивале «Странник». Они содержат в названии слово «меч» и имеют вид парадных мечей. Впервые вручение жанровых премий (по итогам 1992-94 гг.) состоялось в Красноярске в марте 1995 г. в рамках фестиваля фантастики «Сибирь, XXI век». Все остальные вручения проходили в Санкт-Петербурге в рамках Конгресса фантастов России:
1995 — «Меч в камне» — «Там, где нас нет» (1995);
1999 — «Меч в зеркале» — «Посмотри в глаза чудовищ» (с А. Лазарчуком, 1997);
2008 — «Меч в камне» — «Невинная девушка с мешком золота» (2005).
Премия «Интерпресскон» — учреждена А. Сидоровичем и А. Николаевым в 1993 г., присуждается по итогам года: за лучшую фантастическую публикацию крупной формы (роман), средней формы (повесть), малой формы (рассказ, новелла), лучшую дебютную книгу, лучший сверхкороткий рассказ, лучшее критико-публицистическое произведение, посвященное проблемам фантастики, лучшему художнику-иллюстратору и художнику-оформителю обложки, лучшему издательству. Лауреаты определяются всеобщим голосованием участников «Интерпресскон» ‘а по номинационным спискам:
1997 — Номинация «Средняя форма» — «Змеиное молоко» (1996);
1999 — Номинация «Малая форма» — «Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» (с А.Лазарчуком, 1997);
2010 — Номинация «Крупная форма» — «Райская машина» (2009);
2018 — Номинация «Крупная форма» (трилогия) — цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком)
.
«АБС-премия» (премия братьев Стругацких) — учреждена Санкт-Петербургским «Центром современной литературы и книги» при содействии литературной общественности в целях стимулирования творческой и издательской активности в сфере фантастики. Вручается 1 раз в год 21 июня, в день, равноотстоящий от дат рождения каждого из братьев с 1999 г. на базе «Центра современной литературы и книги». Вручается по 2 номинациям: за лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ), за лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга). К рассмотрению принимаются написанные и опубликованные на русском произведения, независимо от места их издания. Состав Жюри ранее ежегодно определялся лично Б. Стругацким. Рекомендации по составу принимались и рассматривались им до конца года. Сам он членом Жюри не являлся.
2003 — Номинация «Художественное произведение» — «Белый хрен в конопляном поле» (2002);
2010 — Номинация «Художественное произведение» — «Райская машина» (2009);
2014 — Номинация «Художественное произведение» — «Богатыристика Кости Жихарева» (2013);
2015 — Номинация «Художественное произведение» — «Алхимистика Кости Жихарева» (2014) (посмертно);
2018 — Номинация «Художественное произведение» — Цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком) (посмертно).
«Звёздный мост» — премия Харьковского Международного фестиваля фантастики (ХМФФ «Звёздный Мост»), впервые проведённого в сентябре 1999 г. КЛФ «Контакт». Премии делятся на 2 типа: «демократические» и «авторитарные». Демократические учреждены оргкомитетом и вручаются по результатам общего голосования участников ХМФФ. К ним относятся: «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением», «Лучший роман», «Лучшая дебютная книга», «Критика, публицистика и литературоведение», «Портрет Дориана Грея» (за лучшую неопубликованную иллюстрацию к отечественной фантастике последних 5 лет), «Эпиграмма-Ф» (за лучшую эпиграмму на писателя-фантаста или на фантастическое произведение), «Мастер Фэн-До» (за лучшее изображение боевых искусств в фантастике, вручалась 1999-2002 гг.). На премии могут номинироваться только произведения (романы, циклы, сериалы, дебютные книги, эпиграммы, критические статьи, художественные работы, скульптуры и т.д.) отечественных (русскоязычных) авторов, имеющие отношение к фантастике и впервые изданные в промежуток между 1 сентября года, предшествующего фестивалю, и 1 сентября года проведения соответствующего фестиваля. Победителям вручаются памятные призы: «Золотой Кадуцей» за 1-е, «Серебряный Кадуцей» за 2-е и «Бронзовый Кадуцей» за 3-е место в основных номинациях:
1999 — Номинация «Лучший цикл, сериал и роман с продолжением», «Бронзовый Кадуцей»: «Кого за смертью посылать» (1998);
2010 — Номинация «Лучший роман», «Бронзовый Кадуцей»: «Райская машина» (2009).
Премия Фестиваля «Зиланткон» — фестиваля, проводимого в Казани в рамках культурной общественной инициативы сообществ любителей фантастики и ролевых игр, при поддержке Городского комитета по делам молодёжи. Ежегодно собирает более 1000 человек из России, ближнего и дальнего зарубежья. Помимо литературной части и обсуждения проблем ролевых игр в программу входят самодеятельные шоу (балы, турниры, концерты, театральные постановки), а также семинары, круглые столы, презентации, кинопоказы и др. культурные мероприятия. Впервые фестиваль был проведён в 1991 г. по инициативе КЛФ «Странники» при содействии Казанского госуниверситета. Первым организатором и председателем оргкомитета (1991-2000 гг.) был известный фэн Андрей Ермолаев. Начиная с 2001 г. оргкомитетом руководит Борис Фетисов. Содержательная часть конвента посвящена актуальным вопросам в сфере фантастической литературы и ролевых игр, изучению феномена фантастики в литературе и искусстве, рассмотрению теоретических и практических вопросов, связанных с организацией и проведением ролевых игр. Начиная с 1995 г. в рамках фестиваля присуждаются литературные премии «Большой Зилант» и «Малый Зилант». Не имеет значения, относится ли произведение к НФ или к фэнтези:
2010 — «Большой Зилант» — «Три холма, охраняющие край света» (2007);
2015 — «Большой Зилант» — «Соль Саракша» (с А. Лазарчуком, 2016).
2010 — «Мемориальная премия им. Кира Булычёва» — учреждена журналом «Если» совместно с агентством «ИМА-пресс», вручается за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Премия оформленная в виде миниатюрной пишущей машинки — символа труда писателя. Состав жюри: 2 сотрудника «Если», все писатели, входящие в Творческий Совет, членом которого был И.В. Можейко, и 4 жанровых критика. Первоначально вручалась вместе с премией «Сигма-Ф» на Московском Форуме фантастики, затем обе премии вручались на «РосКоне», с 2010 г. вручается только на «РосКоне»: — «Райская машина» (2009).
2010 — «Серебряная стрела» (ранее — Московский Конвент («МосКон»)) — независимое мероприятие, организованное группой единомышленников и посвящённое фантастической литературе. Премии (кубки) вручаются по 3 номинациям: «Лучший писатель года», «Лучшая книга года», «Открытие года». Победители определяются закрытым голосованием читателей, безо всяких списков (голоса отдаются тем авторам и книгам, которые произвели впечатление на читателя и о которых он помнит к концу года). 1-й конвент «МосКон» (без присуждения призов) прошёл в 2006 г., 2-й — в январе 2007 г. На нём уже было организовано голосование, в котором мог принять участие любой желающий: любители фантастики, простые читатели, писатели и критики. В 2007 г. конвент сменил название на «Московский фестиваль фантастики “Серебряная стрела”» (оргкомитет: Ю. Рыженкова, М. Головкова, С. Кузнецов). 1-й тур голосования проводится на сайте конвента, проголосовать может любой зарегистрированный пользователь, 2-й — непосредственно в рамках фестиваля. Номинация «Реальный мир» — «Райская машина» (2009)
.
2014 — Книга года по версии «Фантлаба»/FantLab's book of the year award — приз читательских симпатий сайта «Лаборатория фантастики». Присуждается с 2007 г. по результатам голосования «лаборантов» сайта. Нет ни номинационной комиссии, ни списков — достаточно лишь отправить сообщение организаторам. На премию выдвигаются тексты, опубликованные с начала ноября прошедшего года до конца ноября текущего года («правило 13 месяцев»). Конкурс состоит из 2 туров: отборочный и итоговый. На 1-м этапе голосование проводится в 5 номинациях: «лаборанты» присылают своих кандидатов из числа текстов, вышедших за последние 13 месяцев. По результатам голосования формируется шорт-лист из 3 номинантов, по которым голосование продолжается в течение 2-х месяцев. Номинация: «Лучшая сетевая публикация. Крупная форма» — цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком).
2015 — Премия «Басткон»’а — литературно-практической конференции, проводимой с 2001 г. московской литературно-философской группой «Бастион». Участники конференции — писатели, редакторы, журналисты, переводчики и критики, — слушают доклады, участвуют в дискуссиях, «школах перевода», литературных семинарах, а на 2-й день конференции вручают награды. Основные награды, вручаемые на фестивале: «Меч Бастиона» (с 2000) — главный приз фестиваля от коллегии ЛФГ «Бастион», «Чаша Бастиона» (с 2002) — занявшим 2-е и 3-е место по итогам общего голосования; коммерческая премия «Иван Калита» (с 2002), призовая сумма которой определяется количеством участников, сдавших взнос в призовой фонд. Голосование ведётся по номинационному списку «Басткона», а участвуют только те, кто сдал деньги; диплом «Зеркало» (с 2003), которым отмечаются достижения в области перевода, премия «Карамзинский крест» (с 2007) — за позитивное отображение истории России; премия «Бесобой» (с 2005) — за достижения в мистической (сакральной) фантастике; премия им. Вл. Одоевского (с 2006) — за поддержание традиций интеллектуальной фантастики; премия «Два сердца» (с 2007) — за создание яркого художественного образа Москвы или С-Петербурга: «Премия им. Вл. Одоевского» (посмертно).
Библиография М. Успенского:
Сборники рассказов: «Аристократы» (триптих): «Эквадорские бананы», «Граф во графьях», «К роду отцов своих» (1985); «Дурной глаз» (1988); «Из записок Семена Корябеды» (1990).
Цикл «Приключения Жихаря»: «Там, где нас нет» (1995), «Время Оно» (1997), «Кого за смертью посылать» (1998), «Белый хрен в конопляном поле» (2001), «Невинная девушка с мешком золота» (2005), «Богатыристика Кости Жихарева» (2013), «Алхимистика Кости Жихарева» (2014).
Юмористическая фантастика: «Семь разговоров в Атлантиде» (1986), «В ночь с пятого на десятое» (1987), «Чугунный всадник» (1989), «Дорогой товарищ король» (1992), «Жёлтая подводная лодка „Комсомолец Мордовии“» (совместно с Андреем Лазарчуком, 1997).
Юмористическое фэнтези: «Устав соколиной охоты» (1990), «Драчёвские были, или Повесть безвременно ушедших лет» («русские литературные сказки», с О. Корабельниковым, С. Федотовым, В. Шлёнским, 2021, ранее самиздат 1970-е гг.).
НФ: «Посмотри в глаза чудовищ» (с А. Лазарчуком, 1997), «Гиперборейская чума» (с А. Лазарчуком, 1999), «Марш экклезиастов» (с А. Лазарчуком и И. Андронати, 2006), «Райская машина» (2009), цикл «Весь этот джакч» (с А. Лазарчуком): «Соль Саракша» (2016), «Любовь и свобода» (2016), «Стеклянный меч» (2017).
Фантастический детектив: «Три холма, охраняющие Край Света» (2007).
Фантастический боевик: «Змеиное молоко» (сб. «Миры братьев Стругацких. Время учеников-1», 1996), «Остальное — судьба» (межавторский цикл «S.T.A.L.K.E.R.», 2010).
«Наш вояж. Путевые заметки. Германия 1997 год» (док. цикл): «По следам Бременских музыкантов», «Он идёт из Брунзовика…», «Пол-Германии проехал, даже в Турции бывал».
«Солдатская сказка. Под музыку Игоря Стравинского» (пьеса, 2012)
P.S. В тексте поста присутствуют ссылки на мой же, внезапно переставший работать аккаунт, прошу не счесть за плагиат.
Источники:
https://dzen.ru/a/ZsSnWzo-SGUGaBRe
https://журнальныймир.рф/sites/zhurmir/files/pdf/din-2023-5-14-25.pdf\
https://www.livelib.ru/author/154-mihail-uspenskij
https://www.mirf.ru/book/mihail-uspenski
https://babr24.com/kras/?IDE=131345&like=store
https://dzen.ru/a/Y2DIxCiKj0YKthTf
https://www.krsk.kp.ru/online/news/788506/
https://библиотека-маяковского.рф/o-dk/glavnye-sobytiya/14320/
15 комментариев
2 недели назад
Рекомендую к прочитанию.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
«Не виноват Шива, коли башка вшива»;
«Каков сам, таков и лингам»;
«Узнали арийские гады, сколько весят Упанишады“»;
«Обожди, подлюга, скоро кончится Калиюга»;
«Как увижу Брахму, так поленом трахну»;
«Настоящий архат не бывает богат»;
«Даже бочкотара чья-то аватара»;
«Не про Панкрата да Кондрата сложена Махабхарата“»;
«Не про Касьяна да Ульяна сложена Рамаяна“»;
«Где изучается Ригведа“ там успех, там победа»;
«Поздно кричать: Кришна, харе!“, когда получишь по харе»;
«Слушай своего гуру, а не жену-дуру»;
«Мама мыла Раму, а Рама краснел от сраму»,
«Знал бы карму жил бы в Сочи».
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 недели назад
Да, с перестроечной чернухой, но очень смешно.
Удалить комментарий?
Удалить Отмена