Флот США против берберских пиратов
Нападения морских разбойников были жестокой нормой жизни государств так называемого «Варварского берега»: современных Алжира, Туниса и Триполи. К XVIII веку частью Османской империи они числились лишь формально и давно вели самостоятельную политику. Пиратство было весьма распространённым родом деятельности. Одной из наиболее важных статей дохода местных правителей составляли награбленные деньги и товары, а также выкупы и подношения, которыми торговцы могли купить себе безопасный проход через эти воды.
Долгое время борьбу с морскими разбойниками вели рыцари ордена госпитальеров, с 1530 года обосновавшиеся на Мальте и известные с тех пор как Мальтийский орден. Однако к концу XVIII века от былого могущества ордена остались лишь воспоминания, а в 1798 году Мальта была захвачена французскими войсками во главе с генералом Бонапартом. В течение XVIII столетия англичане и французы либо подкупом, либо демонстрацией силы сводили на нет пиратскую угрозу.
Однако для Соединённых Штатов, буквально только что завоевавших свою независимость, пиратство в Средиземноморье стало одной из самых серьёзных проблем. Молодая республика только-только возвращалась к мирной жизни и пока ещё не имела возможности обзавестись военно-морским флотом, достаточным для защиты своего торгового судоходства. Тут же выявились и разные подходы американских политиков к решению проблемы и выбору дальнейшего пути экономического развития. Так, будущий третий президент США Томас Джефферсон полагал, что подкуп берберских пиратов не приведёт к желаемому результату. Он считал, что из-за этого пираты лишь почувствуют свою силу и продолжат нападения. Кроме того, Джефферсон видел главной задачей США продвижение на запад, а не на восток, так как активность в Атлантике и Средиземном море могла, по его мнению, лишь привести к ненужным конфликтам с европейскими державами.
Бой фрегата USS Enterprise с корсаром Tripoli, 1 августа 1801 года
Тем не менее было принято решение о выплате дани правителю Триполи Юсуфу Караманли. Сумма дани составляла 1 миллион долларов ежегодно, что равнялось пятой части всех доходов Америки за год. В общей сложности США выплачивали эту дань в течение 15 лет. Однако уже с 1794 года американцы активно занялись строительством военно-морского флота, что вскоре позволило дать отпор пиратам. В 1801 году Томас Джефферсон занял пост президента США, и после его отказа выплачивать 225 тысяч долларов триполийскому паше фактически началась война. По закону, если война объявлялась другим государством, президенту не требовалось разрешение Конгресса, и Джефферсон принял решение отправить группу фрегатов в Средиземное море.
Боевые действия американских моряков против берберских пиратов даже приблизительно не соответствуют масштабам морских столкновений европейских держав того периода. Так, на начальном этапе войны обошлось практически без столкновений. Кроме, разве что, боя между фрегатом Enterprise и берберским корсаром Tripoli. Однако и в этом конфликте — первой войне американцев после обретения независимости — были достойные внимания боевые эпизоды.
Для американцев почти легендой стали события вокруг захваченного берберами фрегата Philadelphia. В октябре 1803 года этот корабль сел на мель в гавани Триполи. Команда его была взята в заложники, а сам корабль корсары рассчитывали использовать в качестве плавучей батареи в гавани. И тогда американскими моряками был задуман дерзкий план: уничтожить захваченный фрегат прямо во вражеской гавани. Шестнадцатого февраля 1804 года группа моряков во главе с лейтенантом Декейтером подошла к Триполи на захваченном ранее у пиратов кече: небольшом, но быстром корабле. Берберы не заподозрили неладное, и американцы, подойдя к борту фрегата, в короткой и стремительной схватке овладели им и подожгли. История об этой дерзкой вылазке впоследствии даже нашла отражение в гимне морской пехоты США.
USS Philadelphia, сожжённый экипажем лейтенанта Декейтера в гавани Триполи
Захваченный триполийский кеч после этой операции получил новое название, перешедшее потом по наследству многим американским кораблям — Intrepid. В июле 1804 года его попробовали использовать в качестве загруженного взрывчаткой брандера при атаке самого Триполи. Предполагалось, что мощный взрыв может повредить большую часть находившегося в гавани флота, однако эти надежды не оправдались. Intrepid был уничтожен огнём пиратских кораблей, а атака порта успехом не увенчалась.
Событием, предвосхитившим благоприятный для американцев исход войны, стало сражение за стратегически важный город Дерна в Киренаике весной 1805 года. Бывший консул США в Тунисе Уильям Итон решил сыграть на внутренних противоречиях правящей в Триполи династии Караманли и вступил в дипломатические отношения с конкурентом действующего паши, Хаметом Караманли. Итон набрал отряд из 500 наёмников и предпринял с ними марш из Александрии до Дерны. Решиться на такое предприятие мог только очень смелый человек: преодолеть почти 500 миль, в том числе по пустыне, было поистине непростой задачей. Двадцать седьмого апреля в коротком сражении город был захвачен, что создало дальнейшие возможности для наступления на Триполи.
Бомбардировка Алжира в 1816 году во время Второй берберийской войны. Именно после этой войны проблема североафриканского пиратства была в основном решена
Несмотря на то, что захват вражеской столицы теперь был весьма вероятен, американское правительство сочло нужным начать переговоры о мире. Десятого июня 1805 года Юсуф Караманли подписал договор о прекращении огня, ратифицированный Сенатом США в следующем году. Главным итогом договора стало возвращение почти 300 американских пленных в обмен на освобождение американцами 100 триполийцев и выплату паше 60 тысяч долларов. Однако главная проблема — берберское пиратство — была решена американцами лишь после второй войны 1815-1816 годов. Несмотря на то, что война 1801-1805 годов не решила основной задачи, она имела важное политическое значение для США. Это была первая война юного государства, давшая ей новые примеры воинских героизма и доблести после освобождения от британской зависимости.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS.
Источник:
1 комментарий
4 года назад
Какое, нахрен, "Средневековье"?!
Еще с глубокой античности (второе тысячелетие до н.э.) по Средиземке плавали (и нападали на всё, хватая, что "плохо плывёт/стоит/лежит") всякие "народы моря" - хетты, ахейцы, данайцы, финикийцы (эти - вообще "без мыла в любую жопу лезли", доплыли за оловом для бронзы аж д
Удалить комментарий?
Удалить Отмена