Спасение под носом у врага. Операция «Цербер»
После оккупации Северной Франции в 1940 году часть Кригсмарине перебазировали на французские военно-морские базы в Лорьяне, Бресте и Сен-Назере, так как они лучше подходили для действий в Северной Атлантике. Но к концу 1941 года, после вступления США в войну, британская авиация была серьёзно усилена за счет поставок по ленд-лизу.
Оккупационные зоны во Франции во время Второй мировой войны
Тяжёлые бомбардировщики B-17 и B-24 были способны достигать территории Франции и наносить удары по стратегическим объектам, в том числе военно-морским базам. Немецкие корабли на французских базах и до этого подвергались регулярным бомбардировкам и постоянно находились в ремонте. Но с появлением американских самолётов ситуация стала ещё более опасной. В январе 1942 года командование Кригсмарине решило перебазировать основные силы в Вильгельмсхафен, чтобы обезопасить их от ударов британской авиации. Главную ценность в них представляли базировавшиеся в Бресте линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау, а также тяжёлый крейсер «Принц Ойген».
Планирование операции
Совещание по поводу проводки эскадры из двух линкоров и крейсера прошло 12 января 1942 года при участии командования Кригсмарине и Люфтваффе. Моряки планировали провести эскадру днём, чтобы обеспечить надёжное воздушное прикрытие кораблей, но лётчики считали, что подобная операция сопряжена с высоким риском. В этом районе британские истребители могли получить превосходство за счёт более близкого расположения аэродромов. Окончательную точку в планировании операции «Цербер» поставил Гитлер. Он приказал Герингу перебросить значительные силы в Северную Францию, чтобы обеспечить достаточное прикрытие кораблей.
Силы сторон
Германия
Командование воздушной частью операции было поручено главному инспектору истребительной авиации оберсту Адольфу Галланду. По его приказу к 11 февраля в Северную Францию были переброшены истребительные эскадрильи JG.1, JG.2 и JG.26, а также штат 5-й истребительной авиашколы. Из них сформировали истребительную группу Jagdgruppe Losigkeit общей численностью в 252 машины. Также в состав этой группы вошла эскадрилья NJG4, состоявшая из 30 ночных истребителей Bf.110. По плану над эскадрой постоянно должно было находиться две группы из 8 самолетов. Ещё столько же самолётов должно было находиться в резерве на расстоянии в 80-100 км. На линкоре «Шарнхорст» разместили временный штаб люфтваффе для координации действий авиации.
«Шарнхорст» и «Гнейзенау»
Группа РЭБ во главе с генералом Мартином провела комплекс мероприятий по обнаружению и подготовке к противодействию британским береговым РЛС. Глушить радары немцы собирались не заранее, а по мере приближения эскадры к зонам их действия. Британцы должны были решить, что помехи в работе радаров вызваны атмосферными явлениями.
Для прикрытия эскадры с моря Кригсмарине задействовало 6 эскадренных миноносцев, 14 миноносцев и 26 шнельботов из 8-й и 10-й флотилий торпедных катеров. Тральщики должны были обеспечить безопасность фарватера и следовали в авангарде. Общее командование эскадрой осуществлял вице-адмирал Отто Цилиакс на «Шарнхорсте».
Британия
Действия Германии велись при соблюдении строжайшей секретности. Тем не менее британцы внимательно следили за немецкими тяжёлыми кораблями и предполагали, что Кригсмарине предпримет попытку перевести их из Бреста. Поэтому план перехвата под названием «Фуллер» был разработан ещё в 1941 году и предполагал задействование морской авиации, нескольких дивизионов эсминцев и береговых батарей. Фарватеры были заранее заминированы, а в районе Бреста постоянно несли дежурство британские субмарины и самолёты.
Ход операции
Немецкие корабли идут через Ла-Манш
Непосредственно вечером 11 февраля на Брест был совершён очередной налёт эскадрильи британских бомбардировщиков. Бомбовые удары не нанесли никакого вреда, хотя из-за них немецкое соединение вышло из базы с опозданием — в 22:45. Тем не менее эта задержка оказалась настоящим подарком для Кригсмарине. Британская субмарина «Силайон», патрулировавшая воды около Бреста, ушла на базу прямо перед налётом, а самолёт-разведчик не смог продолжать наблюдение из-за неисправности радара. Пока его меняли на другой, немецкие корабли успели выйти в море.
До утра 12 февраля эскадра оставалась незамеченной благодаря эффективной работе немецких средств РЭБ. Береговые станции и самолёты со специальным оборудованием глушили работу британских радаров. Но в 10:00 один из радиолокаторов обнаружил неопознанные самолёты. Это и были немецкие истребители прикрытия. Для их опознания выслали несколько пар «Спитфайров». Эскадра была обнаружена в 10:42, но доложить о ней британские лётчики смогли только в 11:00, после приземления на базе.
Сомнений у британцев не оставалось. Они поняли, что эскадра Кригсмарине пошла на прорыв, поэтому задействовали план «Фуллер». Береговые батареи начали обстрел по примерным координатам, но не добились попаданий. Вышедшие на перехват эскадры торпедные катера также не поразили цели, так как не решились подойти вплотную и выпустили торпеды с дальней дистанции.
Британский торпедоносец «Свордфиш»
В 12:50 к эскадре подошла авиагруппа из 6 торпедоносцев «Свордфиш» с 10 истребителями сопровождения. Самолёты сделали попытку атаковать соединение, но все торпедоносцы были сбиты силами прикрытия.
В 13:00 наступил самый опасный для немцев момент операции. Соединение вошло в зону британских минных постановок, поэтому было вынуждено уравнять свою скорость со скоростью идущего впереди дивизиона тральщиков. Немецкие линкоры представляли отличную цель для атаки с воздуха, так как не могли маневрировать. Минное заграждение соединение Цилиакса прошло без потерь, но флагманский «Шарнхорст» всё-таки напоролся на мину. Его скорость снизилась до 25 узлов. Чтобы не подвергать риску всю эскадру, Цилиакс приказал четырём эсминцам прикрывать линкор, перенёс свой флаг на Z-29 и вместе с остальной частью соединения пошёл вперёд. Через 20 минут отставший линкор атаковали британские самолёты. Потеряв 4 машины от зенитного огня и не добившись успеха, они были вынуждены уйти.
Дивизион британских эсминцев под командованием командора Пизи также был направлен на перехват эскадры. Понимая, что его устаревшие миноносцы проигрывают немцам в скорости, Пизи пошел на рискованный шаг. Пользуясь малой осадкой своих кораблей, он решил пройти через минные поля и встретить противника у входа в Северное море. Около 16:00 соединению Пизи удалось приблизиться к немецкой эскадре на дистанцию 7 миль и атаковать линкоры. В ходе скоротечного боя эсминец «Вустер» получил тяжёлые повреждения от огня «Гнейзенау» и «Принца Ойгена», остальные были вынуждены отойти.
Последним шансом для британцев достать «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Принц Ойген» остались бомбардировщики. На перехват было выслано несколько групп самолётов общим числом 242 единицы. Правда, из-за плохой видимости только 39 бомбардировщиков нашли эскадру. Несогласованность действий лётных групп не позволила им добиться успеха. При этом сами королевские ВВС потеряли от зенитного огня 14 самолётов.
Окончание операции
«Шарнхорст»: пробоина от взрыва мины
Того, чего не сумели добиться британские корабли и авиация, добились мины. Кроме «Шарнхорста» ранее, повреждение получил и «Гнейзенау». Он подорвался на мине около острова Терхеллинг в 19:50. От сильного взрыва в кормовой части линкор потерял ход, но через 6 часов ремонтные бригады сумели его восстановить. Около 02:00 «Гнейзенау», а за ним и прикрывавший его «Принц Ойген» бросили якорь в Вильгельмсхафене. Чуть позднее «Шарнхорст» в том же районе налетел на ещё одну мину, из-за чего потерял ход и управление. Пробоину заделали, но линкор смог запустить только двигатели правого борта и, еле выдавая 12 узлов, всё же добрался на них до базы к 10:00 13 февраля. Устранение полученных повреждений заняло три месяца.
Итоги операции и судьба кораблей
Своим успехом операция «Цербер» обязана слаженной работе Кригсмарине и Люфтваффе. Именно согласованные действия между флотским соединением и истребителями прикрытия не позволяли британским торпедоносцам и бомбардировщикам заходить на цели с эффективных углов. Тем не менее возврат двух линкоров и тяжёлого крейсера на базу в Вильгельмсхафене поставил крест на немецких рейдах в Атлантике линейными силами. Взамен Германия получила гипотетическую возможность отбить потенциальную высадку союзных сил в Норвегии. В Кригсмарине операцию «Цербер» посчитали тактической победой и одновременно стратегическим поражением. «Шарнхорст» был потоплен через год при Нордкапе. В «Гнейзенау» 27 февраля 1942 года попала 450-кг бомба, нанёсшая тяжелейшие повреждения. Более этот линкор не восстанавливался и служил блокшивом до затопления. Только «Принца Ойгена» регулярно привлекали к артиллерийской поддержке войск на побережье. После окончания войны крейсер был передан США и потоплен на очередных испытаниях ядерного оружия.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
12 комментариев
2 года назад
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаГод назад
Удалить комментарий?
Удалить Отмена2 года назад
>Взамен Германия получила гипотетическую возможность отбить потенциальную высадку союзных сил в Норвегии.
Вот это - полная чушь.
Эти корабли переводились на север для атак на северные конвои. И тот же "Шарнхорст" в ходе одного из этих рейдов был и утоплен как раз охранением конвоя JW-55B (в бою у мыса Нордкап, ага)
Удалить комментарий?
Удалить Отмена